Что делать, если ребенок невнимательный Задания на внимательность для детей

Ошибки по невнимательности

Краткое содержание: Проблема невнимательности и плохая успеваемость. Ошибки по невнимательности. Причины недостаточного внимания. Переутомление и перегрузки. Возрастные ограничения в развитии внимания. Недостаточная мотивация выполнения деятельности.

Обычно с проблемой невнимательности детей родители сталкиваются с поступлением их воспитанников в школу. Ошибки по невнимательности совершают все ученики. И получать плохие отметки в данном случае вдвойне обидно как для самих учеников, так и для их родителей. Ведь ребенок допускает досадные ляпы не потому, что чего-то не знает, а потому, что он просто-напросто невнимателен.

Не стоит по этому поводу ругать ученика и тем более заставлять его по несколько раз переписывать одно и то же. Это не сделает его усидчивым и сосредоточенным. Более того, неприязнь и даже ненависть к учебе — гарантированы. Чтобы преодолеть досадное препятствие на пути ребенка к успеху, нужна длительная и кропотливая работа, но она обязательно даст положительный результат.

Для начала родителям необходимо разобраться в возможных причинах недостаточного внимания школьника. Перечислим наиболее распространенные из них.

1. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью . Дети, имеющие подобный диагноз, отличаются избыточной двигательной активностью, импульсивностью, слабой концентрацией внимания, высокой отвлекаемостью. Трудности с организацией их поведения и удержанием внимания, как правило, ярко обнаруживаются задолго до поступления в школу. Ситуация же школьного обучения лишь усугубляет их проблемы.

От родителей таких детей требуется предельное терпение и последовательность в отношениях с ребенком. Они должны осуществлять свою воспитательную практику в тесном контакте с медиками, педагогами и психологами, поскольку дети с синдромом дефицита внимания нуждаются в специальной комплексной коррекционно-развивающей работе.

2. Хронические соматические заболевания , болезненность ребенка. Дети, имеющие слабое здоровье, отличаются высокой утомляемостью, низкой работоспособностью. Сниженная функция их внимания может быть обусловлена общим ослаблением организма. Такие дети нуждаются в обязательном соблюдении режима, дозировании нагрузок, отдыхе (желателен дневной сон). При соблюдении этих условий, уменьшающих влияние физических и физиологических ограничений, такие дети могут иметь неплохое внимание.

3. Индивидуальные особенности нервной системы . Свойства высшей нервной деятельности влияют на развитие всех свойств внимания: для учащихся с сильной и подвижной нервной системой более характерно внимание устойчивое, хорошо переключаемое и распределяемое. Учащимся с инертной и слабой нервной системой более свойственно неустойчивое, плохо переключаемое и распределяемое внимание. Зная основные особенности нервной системы ребенка, родители могут помочь ему в развитии таких качеств и навыков внимания, которые поддаются тренировке: навыков поддержания внимания, его переключения и распределения.

4. Переутомление и перегрузки . Жизнь современного ребенка наполнена множеством обязанностей. Обычно рабочий день школьника не ограничивается рамками собственно учебных занятий, а включает в себя посещение разнообразных кружков, секций, студий и пр. (при этом далеко не все из них ребенок посещает по собственному желанию). Нередко график функционирования школьника расписан с утра до вечера столь плотно, что ученик едва-едва успевает подготовить домашнее задание. Времени на полноценный отдых при этом практически не остается, дети плохо высыпаются. Физические, психологические, информационные перегрузки неизбежно приводят к снижению работоспособности, повышению невнимательности и рассеянности детей.

5. Возрастные ограничения в развитии внимания. Внимание детей младшего школьного возраста может быть недостаточно совершенным в силу возрастных особенностей общего психического развития. Внимание в этом возрасте действительно еще слабо организовано, имеет небольшой объем, плохо распределяемо и неустойчиво. Причина этого — недостаточная зрелость нейрофизиологических механизмов, обеспечивающих процессы внимания, контроль за выполнением деятельности. Не найти, пожалуй, ни одного младшего школьника, в тетрадях которого время от времени не встречались бы так называемые ошибки «по невнимательности».

На протяжении обучения в начальной школе в развитии внимания происходят существенные изменения, идет интенсивное развитие всех его свойств: резко (более чем в 2 раза) увеличивается объем внимания, повышается его устойчивость, развиваются навыки переключения и распределения.

К 9-10 годам дети становятся способны достаточно долго сохранять и выполнять произвольно заданную программу действий. Считается, что младший школьный возраст является наиболее благоприятным для целенаправленного развития внимания ребенка.

6. Недостаточная мотивация выполнения деятельности . Хорошо известно, что даже маленький ребенок может проявлять завидную внимательность и сосредоточенность, если занимается тем, что ему очень интересно. И если бы детям можно было делать только то, что им нравится, взрослым бы не приходилось волноваться о развитии детского внимания.

Как правило, речь о невнимательности детей заходит тогда, когда от них требуется выполнение чего-то малопривлекательного, не очень интересного и недостаточно значимого.

Нередко в роли малопривлекательного занятия выступает учебная работа: ребенок, невнимательный на уроках в школе или при выполнении домашних учебных заданий, может со вниманием заниматься тем, что с учебой не связано (достаточно долго и сосредоточенно играть, смотреть телевизор, заниматься компьютером и пр.). В этих случаях речь может идти о недостаточном развитии у школьника познавательной учебной мотивации, обеспечивающей его полноценное включение в учебную деятельность. Однако учебные занятия, зачастую действительно рутинные и однообразные, далеко не всегда способны сами по себе пробудить и поддержать познавательную активность ребенка.

И тогда на помощь в организации учебной деятельности ребенка и поддержания его внимания к ней приходят другие, непознавательные, мотивы: чувство долга и ответственности, желание получить хорошую отметку, удостоиться похвалы взрослого или избежать наказания и др. Во всех этих случаях речь идет о требовании от ребенка произвольного внимания, т.е. направленности, сосредоточенности на процессе деятельности, осуществляемом сознательно, при помощи волевого усилия.

А теперь перейдем непосредственно к практическим рекомендациям по тренировке внимания наших детей:

1. Сознательно заботясь о развитии внимания ребенка, родитель сам должен быть внимательным к ребенку, проявлять искренний интерес к его занятиям, его жизни. Ведь развитию внимания способствует вовлечение ребенка в любую целенаправленную деятельность. Как справедливо отмечают авторы полезной для родителей книжки о внимании школьников О.Ю. Ермолаев, Т.М. Марютина и Т.А. Мешкова: «Мало кто из взрослых задумывается над тем, что, предлагая ребенку искать грибы, собирать на берегу реки камешки, выбирать нужные детали мозаики или конструктора, они тем самым способствуют тренировке внимания».

2. Понаблюдайте, как выполняет ребенок домашние задания. Скорее всего, так: быстренько все написал — и с плеч долой, а на поверку оказывается, что из-за двух-трех «глупых» ошибок преподаватель вынужден ставить оценку ниже, чем заслуживает ученик. Первое, чему нужно научить ребенка, — проверять свою работу. Педагоги уверяют, что на проверку написанного должно тратиться такое же количество времени, как и на выполнение самой работы. Да, это скучно и утомительно, но результат того стоит. Довольно часто ученики говорят: «Я все равно не вижу своих ошибок, зачем же мне тратить зря время?!» Это не повод опускать руки.

Действительно, есть такая особенность, когда «по свежим следам» трудно увидеть описки в своей работе. Значит, написанное нужно отложить, заняться другим предметом, а по прошествии времени вернуться к тому, что делал ранее, и посмотреть на текст как на чужой. Если времени на выжидание нет, например, в школе на диктанте или сочинении, можно использовать другой прием: читать текст задом наперед, то есть сначала последнее слово, потом предпоследнее и так далее. Слова воспринимаются совершенно в новом свете. Однако, чтобы овладеть этим приемом, родителям придется выступить в роли «тренера». Пусть ребенок напишет под вашу диктовку какой-нибудь не очень сложный текст, а затем проверит то, что сделал, по методике от конца к началу. Старайтесь, чтобы следующий диктант был сложнее предыдущего.

Читайте также:  Промывание желудка в дома и в больнице техника, алгоритм

3. Психологами разработано много интересных развивающих игр, описание их можно найти в популярной психологической литературе (см. раздел «Развивающие методики. Внимание.»). Мы предлагаем некоторые из игр. Довольно эффективно тренирует внимание собирание картинки из кусочков — пазлов. Или, например, можно выставить на стол 5-6 предметов и попросить малыша несколько секунд посмотреть на них, потом, когда он отвернется, убрать один и спросить, какого предмета недостает. Кстати, играть можно не только дома, но и на улице. Например, запоминать номера проезжающих машин и складывать числа. Это не только развивает навыки быстрого счета, но и тренирует память. Можно поиграть в детективов. Выбрать «объект наблюдения» и запомнить, во что он был одет, что держал в руках. Эта игра на наблюдательность.

Приведем еще несколько упражнений и заданий, направленных на тренировку различных свойств внимания:

— Развитие концентрации внимания (способности выполнять деятельность сосредоточенно, аккуратно, точно, не допуская досадных «ляпов»). Основной тип упражнений — корректурные задания, в которых ребенку предлагается находить и вычеркивать определенные буквы в печатном тексте. Такие упражнения позволяют ребенку почувствовать, что значит «быть внимательным», и развить состояние внутреннего сосредоточения.

Эта работа должна проводиться ежедневно (по 5 минут в день) в течение 2-4 месяцев. Рекомендуется также использовать задания, требующие выделения признаков предметов и явлений; упражнения, основанные на принципе точного воспроизведения какого-либо образца (последовательность букв, цифр, геометрических узоров, движений и пр.); прослеживание перепутанных линий, поиск скрытых фигур и др.

— Увеличение объема внимания и кратковременной памяти. Упражнения основаны на запоминании числа и порядка расположения ряда предметов, предъявляемых для разглядывания на несколько секунд. По мере овладения упражнением число предметов постепенно увеличивается.

— Тренировка распределения внимания (умение одновременно выполнять несколько дел). Основной принцип упражнений: ребенку предлагается одновременное выполнение двух разнонаправленных заданий (например, чтение рассказа и подсчет ударов карандаша по столу, выполнение корректурного задания и прослушивание пластинки с записью сказки и т.п.). По окончании упражнения (через 5-10 минут) определяется эффективность выполнения каждого задания.

— Развитие навыка переключения внимания. Для развития этого свойства внимания предлагается, например, выполнение корректурных заданий с чередованием правил вычеркивания букв.

Старайтесь заниматься с ребенком не от случая к случаю, а систематически. Не забывайте интересоваться успехами вашего чада в школе и всегда подчеркивайте, что вы очень цените его старания. Именно труд, а не оценки. А там, глядишь, и хорошим отметкам вместе будете радоваться.

Как помочь ребенку избавиться от невнимательности

Самое бесполезное, что может сделать взрослый (родитель, учитель) чтобы развить внимание ребенка – это ругать его за невнимательность и призывать быть внимательнее. Конечно, если на ребенка сильно наорать, то он на короткое время мобилизуется и будет внимательнее. И взрослый торжествующе скажет: «может ведь, когда хочет!». А потом ребенок сползет на свой обычный уровень внимания, рабочий, то есть тот, который взрослого не устраивает. И взрослый скажет, что ребенок МОЖЕТ, но не хочет, оболтус.

На самом деле невозможно ни взрослому, ни ребенку стать принципиально более внимательным, чем он есть. На короткое время, аврально под какую то задачу или в связи с опасностью внимание может мобилизоваться, но у авральной мобилизации очень короткий срок жизни. А чтобы стать более внимательным в принципе, нужно развивать специальную психическую функцию — внимание. Не ПРИЗЫВАТЬ, а РАЗВИВАТЬ.

Внимание, как и все остальное, развивается тренировкой. Необходимо так организовать деятельность, чтобы внимание было активно затребовано, тогда оно будет разрабатываться и расти. Так, например, охотнику необходимо внимание не просто так, а потому, что иначе он не убьет дичь, а дичь может убить его. И именно поэтому охотник мобилизует внимание, тренирует его, и оно становится очень развитым.

Если вы хотите, чтобы ребенок был внимательным, то нужно постараться организовать специальные мероприятия, где его внимание активно бы работало.

Сразу оговорюсь, что чем младше ребенок, тем проще развивать его внимание. В некоторых случаях с детьми от 10 лет родители почти не могут воздействовать на уровень его внимания, так как ребенок уже захлопнул от родителей границы и взаимодействовать не хочет.

Важность развития внимания для воспитания ребенка невозможно переоценить. Внимание – огромная часть способности вообще ориентироваться в жизни. Чтобы вести себя уместно среди людей нужно быть внимательным.

Нужно замечать кто где и кто в каком настроении, нужно подмечать нюансы ситуации и ее изменение. Чтобы обеспечить себе физическую безопасность, нужно быть внимательным к себе и к тому, что вокруг тебя стоит и движется.

В учебе внимание — это вообще одна из центральных необходимостей. Лучшие ученики часто далеко не самые умные, но часто очень внимательные дети. И какой ум без внимания, без способности подмечать детали, видеть их совокупность, уметь наблюдать…

В общем, чем внимательнее ребенок, тем больше у него шансов на успешную жизнь. Он не забывает записать задание, позвонить когда нужно родителям, у него не оказывается неожиданно гнилой банан в портфеле, он понимает, что вообще кругом него и перед ним происходит, он как бы заземлен в реальности, и это дает большие бонусы.

Невнимательные дети – любимая боль родителей. «Мы не записываем задание» («МЫ» тут обязательно), «на уроке ворон считает», «все знал для контрольной, но из-за невнимательности двойку получил». Некоторая возрастная невнимательность, конечно, свойственна детям. Но нетрудно заметить, что не все дети такие уж невнимательные, и это свойство точно можно развить, в каком бы упадке оно у вашего ребенка не было. Просто надо этим заняться правильно.

Идеи для развития внимания

Для развития внимания не нужны специальные игры, программы, приложения и прочие навороты. Лучшая тренировка внимания происходит в жизни.

Предложенные идеи не должны реализовываться слишком серьезно, игровой компонент, удовольствие от процесса и легкость принципиально важны для успеха. Большинство детей при нормальных (не прекрасных, а только нормальных) отношениях с родителями идут на эти практики с удовольствием, так как это, по сути, игра.

Некоторые практики имеют форму поручений и хозяйственных дел, они не игра, но также не должны предлагаться ребенку очень строго, важно сохранять неких позитивный настрой, когда вы предлагаете ребенку сделать нечто.

Режим внимания

Сообщите ребенку, что вы объявляете «Режим внимания», когда он должен ненадолго стать очень наблюдательным. Вы зададите ему вопрос об окружающем пространстве, на который он должен будет постараться ответить. Через пару минут (постепенно время должно увеличиваться) задайте ребенку вопрос о том, что было вокруг вас, но уже не в поле зрения ребенка.

Читайте также:  Что нельзя есть перед сдачей крови на сахар и что можно сколько часов нельзя кушать перед анализом

Вот какие это могут быть вопросы:
— Кто стоял перед тобой в очереди?
— Во что был одет доктор, который с тобой разговаривал?
— Какой мы проехали дом ? Цвет? Больше или меньше 3 этажей?
— Какого цвета были глаза у твоего собеседника?
— Из чего сделана дверь, в которую мы только что вышли?
— Какие знаки были на этой дороге?
— В какой шапке прошла женщина?

Вопросы должны соответствовать возрасту и уровню внимания ребенка. Очень сложные или слишком простые вопросы разрушат игру, ребенок заскучает или будет раздражен, играть не захочет.

Со временем можно уже не объявлять режим внимания, а просто задавать ребенку вопросы на внимание.

Также ребенок захочет задавать такие вопросы вам, так что – будьте внимательны!

Более сложный вариант этой игры – описания объектов. Просите описывать более подробно места, предметы или людей, которые находились перед глазами ребенка достаточно длительное время. Например, попросите ребенка описать как можно подробнее станцию метро, на которой вы находились, интерьер кафе и т.д.

Ориентирование

Все задания на ориентирование обостряют внимание ребенка, учат его держать внимание длительное время, лучше понимать окружающий мир.

— Изучите вместе с ребенком названия и форму улиц, по которым вы передвигаетесь регулярно. Попросите совершить виртуальную прогулку: пусть ребенок проведет вас мысленно по маршруту, называя улицы, перекрестки и повороты.

Каждое задание можно выполнять и зеркально, то есть по маршруту проводите вы, а ребенок вас проверяет (можно с картой на первое время).

— Понаблюдайте закономерности выкладки товаров в больших супермаркетах (они одни и те же). Изучите этот вопрос, и в разных магазинах наблюдайте закономерности вместе с ребенком. Полезно и пояснить ребенку, зачем жвачки лежат именно на кассе, а не в начале вашего маршрута по торговому залу.

Побуждайте ребенка проверять, выполняются ли закономерности выкладки в разных магазинах и разных странах во время поездок.

— Проложите оптимальный маршрут. Особенно это удобно, если вы ездите с ребенком в метро. Научите ребенка замечать оптимальные схемы передвижения в метро, удобные маршруты движение в большом потоке людей.
— Назначьте ребенка главным по навигации. Ребенок может вбивать маршруты и помогать вам находить дорогу. Также может сверять движение с навигационными указаниями (какую улицу проезжаем, куда сейчас поворачиваем).

Все задачи на ориентирование очень полезны, включают ребенка, тренируют внимание.

Задания ребенку

Выполняя все хозяйственные поручения, ребенок должен понимать, что приносит пользу. Должен отчетливо себе представлять, в чем эта польза состоит и зачем его действие необходимо семье в целом. Работа по хозяйству хорошо развивает внимательность.

— Давайте ребенку сложные поручения. Например, попросите его купить хлеб, а по дороге посмотреть вышел ли новый номер такого-то журнала и купить журнал, если только номер новый. В последнее время родители все меньше дают такого рода поручения детям (проще самим сделать), и в результате дети плавают в какой — то прострации, оторванной от жизненных реалий, но плотно связанной с виртуальной реальностью. Да, проще сделать самим, чем терпеть неудовлетворительный результат работы ребенка. Но воспитание идет только через организацию жизни, а не через родительские слова.

— Поручите ребенку смотреть сроки годности продукции или ее состав, и на этом основании нести или не нести продукты в семейную тележку в магазине.

— Поручите ребенку сохранить семейные билеты и предъявить контролеру. Постарайтесь избавиться от позиции «давай сюда, а то потеряешь». Наоборот, доверьте ребенку важное и ответственное дело, только так развивается ответственность. Конечно, с билетов на самолет начинать не стоит, а вот билет в музей или кино можно доверить.

— Давайте поручения, требующие длительного внимания, например, поливать цветы. Настройтесь на то, что у ребенка поначалу не будет получаться, но умение регулярно за чем –то следить можно воспитывать.

Еще идеи

Элементы целого

Находясь в продуманных пространствах (музеях, метро, красивых интерьерах) обратите внимание ребенка на то, как сочетаются элементы целого. Как, например, форма светильника сочетается с узором на стенах, а цвет мебели подходит оттенку штор.

Элементы целого можно искать в помещениях, архитектуре, на картинах в оформлении книг, в старинных и современных костюмах и проч.

Белая скатерть

Конечно, пластиковые или плетенные салфетки — удобно, смахнул грязь и все. Однако, все удобные приспособления формируют расслабленность и определенную небрежность. Введите традицию белой скатерти раз в неделю. И не просто стелите эту скатерть, а старайтесь не оставить на ей ни одного пятнышка. Особо чувствительным к чистоте родителям эта практика вряд ли подойдет, так как к пятнам нужно все – таки относиться спокойно, даже с юмором, но стараться, чтобы их не было. Традиция белой скатерти не должна превратиться в домашний террор из-за пятен, она должна остаться позитивной. Во время ужина на белой скатерти дополнительно тренируется внимательность, так как аккуратная еда – дело для ребенка (и для взрослого) непростое!

Все предложенные практики объединяет одно – они требуют внимания и усилий ВЗРОСЛОГО. А вот регулярные нравоучения, насчет того, что нужно быть внимательнее, почти не требуют усилий, они импульсивны и привычны.

Родители часто говорят, ах, это все понятно, но это так слоооожно, а сил у меня так мало.

Однако, если вы хотите, чтобы ребенок поднапрягся и стал внимательнее, то напрягаться придется и вам, это необходимый элемент формулы успеха.

Невнимательность в школе как бороться

Признаки невнимательности

I. Признаки невнимательности
Дети, начинающие обучаться в школе, нередко страдают от рассеянности или неразвитости своего внимания. Развивать и совершенствовать внимание столь же важно, как и учить письму, счету, чтению. Внимание выражается в точном выполнении связанных с ним действий. Образы, получаемые при внимательном восприятии, отличаются ясностью и отчетливостью. При наличии внимания мыслительные процессы протекают быстрее и правильнее, движения выполняются более аккуратно и четко. Внимательно наблюдайте за своим ребенком. Возможно, причины школь-ной неуспешности таятся в его невнимательности. Необходимо обратиться за помощью к психологу, если перечисленные ниже признаки проявляются у ребенка в течение шести и более месяцев:

  • неумение сосредоточиться на деталях, ошибки по невнимательности;
  • неспособность удерживать внимание и вслушиваться в обращенную к нему речь;
  • частое отвлечение на посторонние раздражители;
  • беспомощность в доведении задания до конца;
  • отрицательное отношение к заданиям, требующим напряжения, забыв-чивость (ребенок не способен сохранить в памяти инструкцию к заданию на протяжении его выполнения);
  • потеря предметов, необходимых для выполнения задания.

    II. Причины невнимательности
    Среди нарушений внимания выделяют &#151 отвлекаемость. рассеянность, чрезмерную подвижность и инертность, Отвлекаемость (отвлечение внимания) &#151 это непроизвольное переме-щение внимания с одного объекта на другой. Отвлекаемость может быть внешней и внутренней. Внешняя отвлекаемость возникает под влиянием внешних раздражителей, при этом произвольное внимание становится непроизвольным. Внутренняя отвлекаемость возникает под влиянием переживаний, посторонних эмоций, из-за отсутствия интереса и гиперответственности.
    Рассеянность внимания &#151 это неспособность сосредоточиться на чем-либо определенном в течение длительного времени. Рассеянность может проявляться:
    а) в неспособности к сосредоточению;
    б) в чрезмерной концентрации на одном объекте деятельности.
    Рассеянностью нередко называют и легкую истощаемость внимания, как следствие болезни, переутомления. Такой вариант рассеянности нередко встречается у болезненных и ослабленных детей. Эти дети могут неплохо работать в начале урока или учебного дня, но вскоре устают, и внимание ослабевает. Нервные, гиперактивные и болезненные дети отвлекаются в 1,5-2 раза чаще, чем спокойные и здоровые.
    Наиболее распространенными причинами рассеянного внимания являются:

  • Читайте также:  Что такое эхогенное образование, диагностирование их в различных органах и возможные заболевания
  • общее ослабление нервной системы (неврастения);
  • ухудшение состояния здоровья;
  • физическое и умственное переутомление;
  • наличие тяжелых переживаний, травм;
  • эмоциональная перегрузка вследствие большого количества впечатлений (положительных и отрицательных);
  • недостатки воспитания (например, в условиях гиперопеки ребенок, по-лучавший слишком много словесных указаний от родителей, большой объем информации, привыкает к постоянной смене впечатлений и его внимание становится поверхностным, не,формируются наблюдательность, устойчивость и концентрация внимания);
  • нарушения режима занятий и отдыха;
  • нарушения дыхания (хронические простуды, аденоиды вызывают нару-шения дыхания; ребенок дышит ртом, поверхностно, неглубоко, его мозг не обогащается кислородом, что отрицательно влияет на работоспособность и концентрацию внимания);
  • чрезмерная подвижность.
    Чрезмерная подвижность внимания &#151 постоянный переход от одного объекта к другому, от одной деятельности к другой при низкой эффективности.
    Инертность внимания &#151 малая подвижность внимания, патологическая ее фиксация на ограниченном круге представлений и мыслей.

    III. Обучающие игры и развитие внимания
    Большое значение для развития внимания имеют развивающие, обучающие и ролевые игры. Под влиянием таких игр у старших дошкольников и младших школьников внимание достигает достаточно высокой степени развития. Обучающие игры всегда имеют задачу, правила, действия и требуют сосредоточенности. В одних играх ребенок учится учитывать разные требования задачи, в других &#151 выделять и понимать цель действия, в третьих &#151 вовремя переключать внимание, в четвертых — удерживать внимание, поскольку необходимо заметить и осознать происшедшие изменения. Поэтому по возможности играйте с ребенком, организуйте его игры со сверстниками. Используйте для этого развивающую детскую литературу, журналы, где обычно описывается немало интересных и полезных игр. Хорошим материалом для тренировки внимания служат картинки со скрытыми в них изображениями; картинки, где нужно найти отличия; на-рисованные лабиринты и др. Они часто публикуются в детских журналах. Можно создавать игровые ситуации при разгадывании этих задачек, вносить в игры элемент соревнования.

    IV. Тренировка распределения внимания

    По совету психолога мама одного второклассника, успевающего, но обладающего плохим распределением внимания, в течение полугода проводила с ним ежедневные 15-минутные занятия. Мальчику предлагали простейшее задание &#151 вычеркивать в газетном тексте определенные буквы: одну или две (например, «а&#187 и «ю&#187, на следующий день какие-либо другие буквы и т.д.). В это же время ставили аудиокассету (аудиодиск) с какой-нибудь сказкой.
    Потом проверяли, сколько букв ребенок пропустил при зачеркивании, и просили рассказать, что он услышал и понял из сказки. В первое время совмещение этих двух видов деятельности совершенно не давалось мальчику, вызывало бурные протесты. Однако у мамы хватило терпения все преодолеть, и в конце второго месяца он начал справляться с обоими заданиями более-менее успешно. После первых успехов родился «спортивный интерес&#187 &#151 мальчик стал сам просить усложнить задание. В конечном счете эти усилия стали сказываться на успеваемости, к концу полугодия она заметно улучшилась.

    V. Тренировка объема внимания

    Существуют также приемы, позволяющие тренировать объем внимания в сочетании с кратковременной памятью. Один из них заключается в следующем. Взрослый в отсутствие ребенка выкладывает иа стол какое-то, на первых порах небольшое, количество предметов (ручку, несколько карандашей, тетрадь, игрушку) и все это закрывает. Затем приглашает ребенка, на несколько секунд открывает все предметы, опять закрывает и просит перечислить все, что тот увидел. Чем больше предметов ребенок успевает зафиксировать, тем больше объем его внимания.
    Тренировка объема внимания, его расширение достигаются путем много-кратного повторения этого простого упражнения при постоянном увеличении количества предметов. Это упражнение легче и интереснее делать с двумя-тремя детьми, поскольку в таком случае обязательно возникает соревнование.

    VI. Помощь невнимательному ребенку при выполнении домашних заданий

    При организации помощи ребенку в выполнении домашнего задания необходимо следующее:
    Отчетливое понимание ребенком конкретной задачи своей деятельности. Привычные условия для выполнения уроков. Если ребенок выполняет уроки в постоянном месте, в определенное время, если необходимые предметы и рабочие принадлежности содержатся в порядке, а сам процесс работы строго структурирован, то это создает установку и условия для развития и концентрации произвольного внимания.
    Возникновение косвенных интересов (мотивов) при выполнении уроков &#151 стремление получить поощрение, похвалу, сюрприз. Сама деятельность может не вызывать у ребенка заинтересованности, но у него можно вызвать интерес к результату деятельности. Поэтому придумывайте всякие поощрения даже за малые достижения и успехи, хвалите своего маленького ученика. Создание благоприятных условий для выполнения уроков, т.е. исключение отрицательно действующих посторонних раздражителей (шума, неприятных запахов и т.д.). Легкая, негромко звучащая музыка, слабые звуки не только не нарушают внимания, но даже усиливают его.
    Тренировка произвольного внимания (путем повторений и упражнений) для того, чтобы воспитывать у ребенка наблюдательность.

    VII. Заключительная часть

    Педагог-психолог подводит итоги, отвечает на вопросы родителей (если они возникают), дает родителям возможность высказать свое мнение по обсуждаемым вопросам.

    ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
    Обучающие игры и развитие внимания
    При возможности играйте с ребенком, организуйте его игры со сверстниками. Используйте для этого развивающую детскую литературу, журналы, где обычно описывается немало интересных и полезных игр: картинки со скрытыми в них изображениями; картинки, где нужно найти отличия; нарисованные лабиринты и др. Можно создавать игровые ситуации при разгадывании этих задачек, вносить в игры элемент соревнования.
    Тренировка распределения внимания
    Задание &#151 вычеркивать в газетном тексте определенные буквы: одну или две (например, «а&#187 и «ю&#187, на следующий день какие-либо другие буквы и т.д.). В это же время ставить аудиокассету (аудиодиск) с какой-нибудь сказкой. Нужно проверить, сколько букв ребенок пропустил при зачеркивании, и попросить его рассказать, что он услышал и понял из сказки.
    Необходима длительная тренировка.
    Тренировка объема внимания В отсутствие ребенка выкладывают на стол небольшое количество предметов (ручку, несколько карандашей, тетрадь, игрушку) и все это закрывают. Затем приглашают ребенка, на несколько секунд открывают все предметы, опять закрывают и просят перечислить все, что он увидел. Чем больше предметов ребенок успевает зафиксировать, тем больше объем его внимания. Необходимо повторять это упражнение при постоянном увеличении количества предметов.
    Помощь невнимательному ребенку при выполнении домашних заданий
    При организации помощи ребенку в выполнении домашнего задания необходимо следующее:

  • отчетливое понимание ребенком конкретной задачи своей деятельности;
  • привычные условия при выполнении уроков;
  • возникновение косвенных интересов (мотивов) при выполнении уроков &#151 стремление получить поощрение, похвалу, сюрприз;
  • создание благоприятных условий для выполнения уроков, то есть исключение отрицательно действующих посторонних раздражителей (шума, неприятных запахов и пр.); легкая, негромко звучащая музыка, слабые звуки не только не нарушают внимания, а даже усиливают его;
  • тренировка произвольного внимания (путем повторений и упражнений) для того, чтобы воспитывать у ребенка наблюдательность.

  • Ссылка на основную публикацию
    Что делать при ожоге Выбираем лучшее противоожоговое средство обезболивающая мазь, спрей, крем, баль
    8 лучших мазей и кремов от ожогов кипятком Количество средств на аптечных полках настолько огромно, что выбрать эффективную мазь от...
    Чистка сосудов — 12 работающих способов
    Как бороться с атеросклерозом В конце ХХ и вначале ХХI века заболевания сердечно-сосудистой системы приобрели характер пандемии, являясь основной причиной...
    Чистотел — применение, лечебные свойства и противопоказания — новости здоровье
    Чистотел при онкологии Народная медицина рекомендует чистотел от рака, чтобы уменьшить размер опухолей и предотвратить метастазирование соседних органов. Важно соблюдать...
    Что делать при ожоге Первая помощь при ожогах что можно и нельзя делать
    Лечение ожога кипятком в домашних условиях Одной из наиболее часто встречающихся бытовых травм является ожог кипятком. Это термическое повреждение кожных...
    Adblock detector