Что означает выражение; заострить сердце Литература

Кружева имен — реальность или иллюзия?

Я писал уже, что с помощью компьютера в тексте «Слова» нашлось больше сотни «акростихов» с именем «Мария», которые расположились друг от друга на таком расстоянии, будто помечают страницы исчезнувшей древней рукописи (приблизительно через 600 знаков, так как страница гипотетически имеет 20 строк по 30 знаков в каждой).

И как только принтер вывел на бумагу эти результаты, стало ясно… что ничего не ясно. Я сделал небольшую книжечку-реконструкцию «Слова», где на каждой странице красными буквами значилось имя «Мария». Потом я ее многим показывал, в том числе специалистам-палеографам, ученым, изучающим древние рукописи. Все удивлялись, но объяснить это странное явление никак не могли. Что это такое? На что похоже? Для чего и кем придумано? «Не знаю, — говорил я, — во всяком случае, это сделал не я».

Не скрою, меня тоже мучили эти вопросы, да и сейчас (хотя прошло уже несколько лет) продолжают мучить. Настоящего объяснения ведь нет, хотя есть, конечно, некие идеи, гипотезы. Вся беда в том, что мы имеем дело с совершенно уникальным произведением. Для физика, например, важна воспроизводимость эксперимента, для историка, для археолога необходимо найти РЯД явлений, объектов одного и того же типа. Если этого нет — все наши умозаключения вынужденно считаются гипотезами.

А здесь… невозможно было даже предложить какое-то реалистичное и непротиворечивое объяснение. Речь шла о каких-то статистических закономерностях, о цифрах, которые никому и ничего не говорили. Да, статистические отклонения, ну так что же? Что это означает?

У Камю в романе «Чума» есть такой эпизод: жителям города сообщают, что количество заболевших и умерших от чумы, скажем, 15 человек. Но жители никак не могут это оценить: город-то большой, может быть, в нем ежедневно умирают столько людей… Может быть, отклонения, которые мы получили, исследуя «Слово», вполне нормальны, часто встречаются? Или — редко, но нам-то какое дело: раз встречаются, значит, это, может быть, как раз тот редкий случай. Вот это и есть объяснение. Разве мало в мире редкого? Например, каждый раз, когда разыгрывается лотерея, главный выигрыш в ней имеет вероятность 1/1000000. Но этот «редкий» номер обязательно кому-то выпадает!

Притом моих собственных математических познаний не хватало, чтобы количественно оценить степень редкости (ведь где-то, начиная с вероятности 1/10-14, событие уже становится невозможным). Я надеялся, что дальнейшее изучение текста приведет к каким-то новым открытиям, новым совпадениям и все сомнения отпадут сами собой. Так практически и произошло.

Как-то привелось мне зайти в букинистический магазин в Театральном проезде. И там я купил факсимильное переиздание мусин-пушкинского издания «Слова» 1919 г. (то самое, о котором еще Чивилихин писал, что сначала принял его за подлинник). Оказалось, это еще интереснее самого подлинника. Дело в том, что в конце книги приводилось описание бумаг А.Ф.Малиновского, относящихся к «Слову». Это описание сделал профессор М.Сперанский. Самих бумаг я так и не увидел и даже не уверен, что они дожили до наших дней. Но Сперанский очень подробно все описывает и даже приводит две фотографии. Одна из них особенно интересна.

На ней — переписанный текст начала «Слова». Перед каждой строчкой стоят две черточки: //. Не означает ли это, что текст передается строчка за строчкой? Действительно! Что еще может обозначать этот рукописный знак?

Это очень важно. Ведь в первом издании скорее всего (и мы об этом уже говорили) длина строки нарушается. А если на этой маленькой страничке А.Ф.Малиновский передает строчки так, как они были в подлинной рукописи, то предположение Сумарукова, что средняя длина 20-30 знаков на строку — ПОДТВЕРЖДАЕТСЯ. И это — оцените сами — очень сильный аргумент.

Страничка из бумаг Малиновского заканчивается словом «рокотаху». В этой части нет ни одного имени «Мария». Ах! Если бы оно там было! Все, возможно, было бы уже сразу полностью доказано! Но имя «Мария» начинается со следующей строчки:

…. ПочнеМъ же, братие, повесть сию
Отъ стАраго Владимира до нынешнего
ИгоРя иже истягну умъ крепостiю
Своею, И поостри сердца своего мужеcтвомъ
НаплънивсЯ ратного духа, наведе своя…

Начинается, как видите, с 6-го знака. То есть «тайнописные знаки» Сумарукова — вовсе не акростихи, а то, что в поэтике называется месостихи или лабиринты. И действительно, трудно предположить, что какой-нибудь древний стихотворец будет прерывать строки в середине слов на согласных перед гласными, только с целью получить акростих, как это предполагал Сумаруков. Даже при достаточно свободных переносах в старинных текстах. И тут важно даже не то, рассматривал ли Автор «Слово» как поэтический или прозаический текст. Или его нужно рассматривать как ритмизированный «предпоэтический» русский язык — ведь русской поэзии в XII веке еще нет.

Возьмем, к примеру, «Киевскую псалтырь», написанную век спустя — никаких переносов перед гласной (например, МАР-ИЯ) там не найти. А ведь как иначе может быть построен акростих со словом «МАРИЯ»? Буквы «А» и «И» должны быть обязательно. И у Сумарукова, и в сотне моих вариантов они далеко не всегда встречаются в начале слова. Если же верить в то, что листок из бумаг Малиновского в действительности сохраняет особенности написания подлинной рукописи «Слова о полку Игореве», то такие переносы вообще не должны встречаться. То есть не акростих, а месостих: вот наш вывод.

Заметим, что слово «МАРИЯ» в приведенном выше тексте образует как бы уголок. Если перед нами месостих, то скорее всего это не случайно: что-то это да значит. Что? Может быть, это наконечник стрелы? Тогда сама стрела — это строчка «Игоря же истягну ум крепостию». То есть Мария вдохновила Игоря на ЕГО поход? Нет! Скорее, Мария хочет вдохновить Игоря на НОВЫЙ поход, вместе со всеми князьями…

И, кстати, становится понятным ряд метафор этого отрывка. В переводе это звучало бы так. «Который НАТЯНУЛ ум КРЕПКОСТЬЮ своею, и ЗАОСТРИЛ сердце мужеством, и НАПОЛНИЛСЯ ратного духа». Один исследователь трактует «ум» как «уд» — и далее прямо по Фрейду. Вольно ему. Мне же думается, что метафоры взяты из техники стрельбы из лука: натягивается тетива, вкладывается острая стрела и — перед выстрелом — делается глубокий вдох. Кстати, интересно, современные лучники делают глубокий вдох перед выстрелом?

Читайте также:  Легочная гипертензия 1 и 2 степени что это такое, прогноз и лечение

Подобные «уголки» разбросаны по всему тексту, причем направлены они в обе стороны: вправо и влево. Почему? Оставим это пока без ответа… Впрочем, признаюсь, что, в общем-то, такая трактовка этого кусочка не выглядит абсолютно убедительной. Необходимо найти более надежные аргументы. Я приступил к поиску. И этот поиск так и не закончился и по сей день…

Сакральное Сердце и матрица Души

Сердечно-сосудистая система, или Система Солнца – центральная в организме. Через кровь сердце соединяется со всеми органами и системами. Сердце координатор всех уровней организма.
Своеобразная система времени. Время течет в сердечной системе с различных сторон в центр настоящего. Линейность – лишь одна из форм проявления времени, далеко не единственная.
Сердце – точка синтеза временных потоков, погашения их противоречия и перевод их в состояние запредельного. Точка соединения целого с еще более целым. Частного с еще более частным. Источник абсолютных возможностей.
В Сердце находится центр слияния двух вертикальных потоков: одного — идущего через эндокринную систему, другого — через опорно-двигательную систему. Тех двух потоков, что находятся за пределами диапазона человеческой проявлености. От сердца во многом зависит гармоничность проявления этих потоков, которая может быть нарушена несоразмерным расширением, либо сужением диапазона их присутствия.
Сердце – ведущая система контактов человека с иными мерностями бытия. Пропуская через сердце «тонкие» сигналы, поступающие к нервной системе, человек может определить их целесообразность, соразмерность собственной жизни. Сердечная коррекция этих сигналов, способна уберечь от нарушения законов.
Сердце издает тип вибраций, разрушающий противоречия, и при этом, то, что может соединиться – соединяется, а то, что не может – распыляется на составляющие. Слабое сердце обладает низкой способностью к синтезу, что затемняет общую гармонию организма. Болезни сердца – болезни хаоса.
На настоящий момент происходит смена той временнoй формы, к которой мы привыкли (линейной однонаправленной, двигающейся из прошлого в будущее), на множественность потоков времени, стекающих в точку настоящего. С этой позиции можно утверждать, что не мы движемся в будущее, а будущее втекает в наше настоящее наравне с другими потоками времени, идущих с каких то иных плоскостей мерностей нашего Мира.
Неспособность нашего сознания перейти к подобному восприятию времени, сильно затрудняют работу сердца. Контакт с мозгом сердечно-сосудистой системы(сакральным сердечным центром), находящимся правее физического органа сердца, наиболее важен по сравнению с разумными контактами с другими системами, так как определяет общую стратегию развития организма.
Макро-аналогом сердца является Солнце. Принцип бытия Солнца в солнечной системе тот же, что и сердца в организме. Горение Солнца – есть встреча потоков времени, свет его формирует мерности Миров.
Структурно Сакральное сердце представлено тремя системами– упрощенно — «левое сердце», «центральное сердце» и «правое сердце». Физиологический аспект реализует левое сердце, традиционно перекачивающее кровь и являющееся центром управления многими процессами в организме.
Центральное сердце иное по функции и структуре. Внутри центрального сердца имеется т.н. «веретено», напоминающее маховик, который постоянно вращается наподобие вечного двигателя. В помощь ему периодически включается правое сердце (правый сакральный центр сердца), располагающееся под правой лопаткой, функция которого полностью реализуется только у высокоразвитых духовных людей. По мере духовного роста и развития происходит «расширение» области сердца, и левое сердце, расширяясь, постепенно передает свои функции и полномочия центральному сердцу. Постоянное вращение способствует выработке новой энергии, которая идет на разные цели – как поддержание энергосистемы организма, так и …выстраивание новых уровней, плоскостей, и даже измерений и вселенных при определенном уровне развития духовных качеств.
Энергетические возможности, основанные на духовном развитии, со временем расширяют сферу действия центрального (духовного) сердца с полным включением правого сакрального сердечного центра. И, если центральное (духовное) сердце «включает» вертикаль Духа человека, постепенно расширяя его представления до размеров вселенной, энергетически становясь ею, то правый сакральный сердечный центр превращает систему человека во вселенную, а точнее, в портал (!)между вселенными. В тонком плане — это структура, сокрытая в огненной энергосистеме сердца, состоящая из одного центрального (вертикального) тора, и девяти остальных ( горизонтальных и диагональных). Именно сакральное сердце обеспечивает энергией многоуровневые связи с другими внутренними духовными мирами, с высшим божественным Я и пр.
И устроен этот таинственный центр несколько иначе – словно веерообразные лопасти, которые вращаются многослойными торами в разные стороны, и выполняют тысячи функций одномоментно – и адаптора между измерениями, и ретранслятора вселенных, и аккумулятора знаний-информации-энергии, и нейтрализатора разрушительных энергий и многое другое, становясь важной частью процессов, происходящих в Мироздании. Именно о таких священных свойствах сердца говорили все духовные Учителя Земли, выделяя среди множества путей Путь сердца, но умалчивая о реальном величии и роли его в космическом мироустройстве.
А ведь сакральное сердце это и есть Perpetuum mobile, реализующее принцип вечного двигателя, самовоспроизводящего и самоорганизующегося, в недрах которого обитает сама Вечность! В основании сердечного Perpetuum mobile имеются многослойные торы (ленты Мёбиуса), являющиеся центром энергосистемы, которая обеспечивается энергией Огня Первотворца, и одновременно устанавливает связь с божественным центром Вселенной.
Любопытно отметить, что через систему торов (ленты Мёбиуса) устанавливаются связи со всем Мирозданием. Ленты Мёбиуса окрашиваются в цвета, отражающие степень духовной развитости человека. Так, созидательные и миротворческие действия способны окрасить ленту в сине-фиолетово-алый цвет, золотистые вкрапления говорят о готовности к процессам Преображения и Вознесения. Как правило, моноцвет подтверждает начальную фазу построения сакрального пространства сердечного центра, многоцветие же свидетельствует о «продвинутости» и развитости структуры.
Через центр сакрального сердца в простроенном сакральном пространстве лента Мёбиуса способна сделать «выворот» (с физ.точки зрения – выход) в другие измерения. Без ленты Мёбиуса не пройти через центральную точку (точку Бога) и не попасть в другие измерения и вселенные.
Примерно на 5-6 см вглубь тела в районе сердечной чакры, в центре грудной тетки находится область, которая называется «матрицей души», «центром Творца». Эта матрица состоит из двух призматических, напоминающих ромбы, точек фиксации и «солнца души». Это «солнце души» на самом деле похоже на солнце или звезду, так как оно сияет красивым голубым звездным светом, или золотым солнечным. Поскольку Солнце — это звезда, то один термин не противоречит другому.
Свет души бывает ярким, если вы чувствуете и осознаете ценность своей основной природы, составляющей вашу суть. Чем больше вы видите этой красоты в себе и любите себя, как Бога/Богиню/Все Сущее, других людей, природу и вообще, все Мироздание, тем ярче сияет этот свет. И чем ярче он сияет, тем больше помогает вам чувствовать внутреннюю красоту, самоценность и любовь.
Любая неуверенность в себе, осуждение себя, недостаток чувства собственного достоинства или обвинение, осуждение или нелюбовь по отношению к другим могут сделать свет вашей души более тусклым. Другими словами, чем больше вы цените божественность себя, других и жизни вообще, тем больше вы чувствуете себя именно таким и можете выразить себя в соответствии с тем, кем действительно являетесь.
«Центр Творца», или Тимус (вилочковая железа). В ней создаются проекции, накладывающиеся на окружающую действительность, и тем самым ее формирующие. Выглядит она как калейдоскоп возможных сочетаний, сквозь который светит луч в окружающую действительность, как на экран кинозала, проецируя тот фильм, что формируется внутри человека всем его мировосприятием.
Тимус (вилочковая железа) орган вселенского значения. Он определяет ваш вселенский «статус». Тимус каждого человека аналогичен звезде того или иного типа. Когда ребенок рождается, то тимус имеет связь со звездами, резонируя со звездами своего типа. С возрастом он «гаснет», железа деградирует, и человек теряет свой вселенский статус. Разжечь свою звезду, значит, во многом понять особенности своего мировосприятия, поскольку гармонизируются жизненные задачи из масштабов нас как вселенских существ, тем самым, расширяя границы космического бытия.
Солнце – принцип Духа для нашего Мира, центр осознавания бытия. Он проходит через все наши сердечные центры. Связь с Солнцем поможет пройти этот сложный период. На наше сознание оказывается колоссальнейшее давление процессами изменения. И, либо оно достаточно гибко, что бы следовать за точкой сборки сознания Мира, а сила бытия (солнечный принцип) достаточно явлена, чтоб питать это движение, либо обречено на разрушение (чем вызван рост безумия в различных формах).
Путь Сердца – путь к себе. Блуждая по дорогам миров систем организма, наступает момент возвращения. Этот путь возвращения домой и есть Мир Сердца. Он снимает все конфликты несоответствий, уравнивает все различия, приводя к гармонии целостности и покоя. Этот мир выглядит как сияющее на небе Солнце, одинаково согревающее любого, вне зависимости от его особенностей и заслуг. В Мире Сердца встречаются все возможные в бытии дороги, заканчиваются и начинаются все Пути. Золото сияния этого мира, питает и одухотворяет жизнь всех прочих миров, делая явленной суть их существования.

Читайте также:  Аменорея - причины, симптомы, диагностика и лечение

Замечательная статья для осознания своего сердца как частицы
Божественного Творения!

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру – порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2020. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

Какую роль играют слова и словосочетания: сложить песнь, отвагою запалил себя, заострил сердце, накликают, грозу суля, крамолу ковал, изронил златое слово, молит, величать, запричитала? Объясните их смысл.

Сложить песнь — увековечить в художественном произведении, восславить подвиги, приравнять их к былинным подвигам.

Отвагою запалил себя — раззадорился, собрался с силами и мужественно пошёл до конца, убедил самого себя действовать без оглядки, настроился на яростное противостояние.

Заострил сердце — напрягся и собрал всё мужество.

Накликают — сглазят, призовут несчастье тем или иным действием.

Грозу суля — обещая грозу — символ беспощадного противостояния.

Крамолу ковал — готовил измену, за спиной вёл предательскую деятельность.

Изронил золотое слово — произнёс редкое по мудрости суждение, которого долго ждали.

Молит — уговаривает, сильно просит.

Величать — с уважением называть.

Запричитала — заголосила, стала заунывно жаловаться, рыдая и заламывая руки.

Эти слова и словосочетания играют роль художественных и выразительных средств, раскрывающих эмоциональное напряжение повествования и создающих определённые образы у читателей.

Развивайте дар слова (к стр. 34)

Сочинение (доклад) «В чём пафос памятника «Слова о полку Игореве»?»

«Слово о полку Игореве» — произведение очень сложное и необычное, в нём очень много литературных заимствований из разных произведений — «Песни о Роланде», «Энеиды» Вергилия, «Илиады» Гомера, Священного писания и других известных тогда источников. Однако несмотря на сложный состав и несколько смысловых слоёв произведения, основное направление мысли автора неизменно — он осуждает княжеские раздоры, осуждает раздробленность Русской земли, которая к тому моменту представляла собой лоскутное одеяло, объединённое только единой религией — православием, осуждает самовлюблённость и спесь местечковых властителей. Идеалом для автора является Киевская Русь, могучее, единое государство, способное защитить своих подданных от различных внешних опасностей и заслужить опасливое уважение со стороны соседей. Слава Русской земли закатилась как вечернее солнце, автор это очень хорошо чувствует и инстинктивно выражает понимание исторически неизбежного процесса угасания древнеславянского этноса. Грядёт ночь — период безвременья, беззащитности людей, смуты и брожения в умах, который под силу преодолеть только новому объединению.

Такое объединение произойдёт лишь спустя двести лет, когда возвысится Москва, и из недр умершего восточнославянского этноса родятся новые братские этносы, полные жизни и жажды деятельности: великорусский, белорусский и украинский.

Во времена же написания «Слова о полку Игореве» до этого было ещё очень далеко, однако автор, как человек художественно проницательный, угадал грозящую русским землям внешнюю опасность. Он не знал, как её выразить, поэтому и преувеличил беды, причиняемые половцами. Но основное направление его мысли подтвердилось спустя полвека, когда разрозненные княжества, истощённые взаимной борьбой и недоверием, легко стали добычей монгольской армии Батыя.

Человек, ищущий славы только себе, несмотря на всё своё благородство и проявляемый героизм, всегда в конечном итоге принесёт несчастье соплеменникам, потому что народная сила — в единстве, в понимании действительных интересов и целей развития своего народа. Это основной пафос «Слова. », и он неизменен.

Сочинение (доклад) «В чём актуальность этого произведения в наши дни?»

В 1991 году распалась могучая держава — Союз Советских Социалистических Республик. Произошло это не по народной воле, а по келейному сговору лидеров трёх республик, укрывшихся в Беловежской пуще. Россия никогда не была парламентской страной, люди по большей части привыкли принимать происходящие во власти перемены как неизбежную данность, поэтому разрушение великого государства, вызвав резко негативную реакцию большинства населения, стало всё же реальностью.

Читайте также:  Нарушение обмена веществ 1

Конечно, центробежные силы тоже были, и как раз на них опиралась новая власть. Однако большинство россиян, только начавших приобщаться к свободному волеизъявлению, всё ещё относились (многие и сейчас относятся) ко власти, как к чему-то неизбежному, на что нельзя повлиять. Такое отношение имеет очень давнюю историческую традицию, и её обязательно надо учитывать.

Можно провести такую аналогию: политически неопытные люди поверили трескучим фразам о «национальном самоопределении», как часто верят громким словам и обещаниям некоторые подростки, которые не могут разобраться в причинах и следствиях и вынуждены происходящие в мире взрослых события рассматривать только с одной, внешней стороны. Теперь, когда количество людей во власти увеличилось пропорционально количеству новых государств, и политики этих новых государств стали более самовластны в своих решениях, нежели это могло быть в рамках одной страны, они приложат все усилия, чтобы такой власти не лишиться.

Точно так же и в Киевской Руси каждый удельный князь мечтал быть полновластным господином, нимало не заботясь при этом о своих подданных. Желания таких князей, считающих себя обделёнными, сбылись, единая Русь раскололась на десятки мелких государств, враждующих между собой. Каждый князь думал уже не об опасности всей Русской земле, а о личной безопасности и был готов ради расширения своего влияния губить тысячами своих подданных и призывать на помощь чужеземцев. Князь Игорь захотел прославиться и погубил свою дружину в бессмысленном набеге, половцы в ответ совершили несколько набегов, которые ещё больше принесли горя народу. За 70-80 лет до описываемых событий объединённые русские дружины несколько раз ходили в степь под предводительством Владимира Мономаха и вынудили половцев практически отка-‘ заться от попыток совершать набеги на пограничные земли, напротив, они включили их в орбиту Русской земли, князья породнились с ханами и стали если не союзниками, то мирными соседями, где право сильного принадлежало безоговорочно русской стороне. Когда же на Руси начались усобицы и сами князья стали просить половцев о помощи в междоусобных войнах, нападения возобновились. Автор сожалеет о том, что самолюбие и гордыня князей, стремящихся к утверждению своей власти за счёт других привело к постоянному разорению многих русских земель. Силы истощались в мелочной борьбе и ещё полвека спустя независимые, но слабые княжества оказались лёгкой добычей монгольской армии Батыя.

Так и сейчас, веками складывающееся государство оказалось расколото, в результате чего забываются совместные прошлые победы и утрачивается возможность братского сотрудничества. Попытки опереться в противостоянии с Россией на страны Европы и США на руку только последним, потому что дают возможность вмешиваться в дела, для них прежде недоступные, а усиленно апеллирующие к ним «свободные демократические страны» невольно превращаются в заложников своих благодетелей и зачастую получают на своих территориях аналогичные очаги напряжённости (Абхазия и Аджария в Грузии, Крым в Украине, русские районы в Прибалтике).

Судьба лоскутного одеяла обычно незавидна: стоит только дёрнуть его посильнее, и оно распадается. В этом и состоит актуальность «Слова. » в наши дни.

Доклад «Моё отношение к героям «Слова. »

Отношение современного человека к героям «Слова о полку Игореве» обычно весьма неоднозначное, потому что литературное произведение — это одно, а когда за ним стоят реальные исторические события — совсем другое. Отношение невольно начинает двоиться.

Ясно, что для автора поход Игоря Святославича стал поводом заявить о тяжёлой болезни своего народа, о тех испытаниях, что грядут в будущем, попытаться показать пути выхода из сложившейся ситуации. Поэтому произведение написано с пафосом, с многочисленными призывами к князьям и обращениями к персонифицированной Русской земле как единому целому.

Игорь с братьями в «Слове. » вызывает самые добрые чувства, ему сочувствуешь, но реальному Игорю сочувствовать не очень-то хочется, потому что его поступок с военной точки зрения был безрассуден и продиктован жаждой богатырской славы и желанием захватить богатую добычу. Кроме этого, Кончак был его родственником, и Игорь превосходно знал, что он отправился на свадьбу в другое становище, в связи с чем оставил своё собственное становище на попечение небольшого отряда воинов. Следовательно, желание захватить богатую добычу и свести какие-то личные счёты пересилило родственные чувства. Когда же Игорь попадает в плен, то Кончак ведёт себя по- родственному — не казнит неудачливого князя, а обходится с ним согласно его титулу, единственно желая получить выкуп за дерзкий обман. Этим же и продиктованы ответные набеги половцев на новгород-северские земли. Соответственно, князья, столь неприглядно выглядевшие в «Слове. » из-за своей пассивности, просто не желали вмешиваться в конфликт, который их не касался и в котором правота половецкой стороны явно ощущалась ими.

Необходимо сказать, что за два года до похода Игоря — в 1183 году поход на половцев, объединивший большинство южнорусских князей, состоялся. Была разгромлена орда хана Кобя- ки, захвачена богатая добыча. В этом контексте князь Игорь воспринимается как его тёзка, тоже Игорь, в 945 году два раза ходивший брать дань у древлян, и в результате убитый ими за жадность.

Если Игорь Святославич был охвачен настроениями борьбы против язычников — а веяния крестовых походов до Руси, конечно, доходили, — то должен был организовать военное предприятие более продуманно, если же он решил воспользоваться случаем, ослабившим соседа, и самостоятельно захватить богатую добычу, то получил по заслугам. Причём по заслугам получил даже не столько он, сколько его люди — полёгшая на поле боя дружина, разграбленные деревни Новгород-Северского княжества.

Остальные персонажи также опоэтизированы. Например, отец Ярославны Ярослав Осмомысл изображён как «подперший железными полками» У гру самовластный государь, вольный помочь зятю, в то время как большой власти он реально не имел, несмотря на жёсткий характер и действительно высокие способности полководца. Его зависимость от галицкого боярства была настолько велика, что он не смог воспрепятствовать сожжению боярами своей любовницы и насильственному возвращению в город изгнанной им жены.

Говоря о высокой поэтике и романтической героике «Слова о полку Игореве», нужно восхищаться потрясающими литературными достоинствами этого произведения, но не подменять его риторикой и поэтикой историческую действительность.

Ссылка на основную публикацию
Что лучше штифт или коронка на зуб; Клиника эстетической стоматологии; Дантист
Как выбрать и что лучше на депульпированный зуб — пломба или коронка? После разрушения зуба из-за кариозных процессов или других...
Что делатьесли пропустил прием джес · GitHub
ЛИЧНО ВАМ: ГИНЕКОЛОГ О КОНТРАЦЕПТИВАХ Бывает в жизни так, что женщине приходится принимать таблетки, называемые оральными контрацептивами. Что же это...
Что должен уметь ребенок в 1 месяц — статьи в блоге Mothercare Россия
Развитие ребенка в 1 месяц: первые достижения Одни родители уверены, что месяц — слишком короткий срок для того, чтобы их...
Что может вызвать вздутие живота во время беременности
Что делать при вздутии живота у беременных? Как происходит процесс газообразования в кишечнике? Газы в кишечнике образуются в норме. За...
Adblock detector