Что такое конформизм понятие, примеры, причины, виды

Влияние конформизма на правомерное и неправомерное поведение личности.

Конформистское поведениепредставляет собой пассивное соблюдение личностью норм права, приспособление, подчинение своего поведения мнению и действиям окружающих (т.е. «так поступают другие»). Конформизм, относительно его практической реализации в поведенческих

«актах людей, может быть положительным (социально полезным), если говорить о соблюдении норм поведения, тем самым способствуя реализации требований права в жизни. Он может быть и отрицательным (социально вредным), если речь идет о подчинении антиобщественным взглядам и «традициям».Мотивами конформистского поведения в социально-правовой сфере являются: согласное подчинение лица установленным правилам правомерного поведения, основанное на пассивном его отношении к существующему правовому порядку; желание избежать обсуждения в коллективе, группе; боязнь ‘утратить доверие близких, друзей; желание заслужить одобрение тех лиц, с которыми связан межличностными отношениями, и т.п. Нередко конформизм предполагает внешнее проявление согласия с группой при внутреннем расхождении с мнением большинства. Примечательно, что как только индивид выходит из-под влияния контроля соответствующей группы, он снова действует в соответствии со своей личной установкой (позицией).

Правовой конформизм (в его положительной разновидности) может быть признан социально полезным явлением, поскольку индивид, подчиняясь мнению окружающей его социальной общности, соблюдает требования права. Однако такое поведение не может представлять собой образец желаемого правомерного поведения. Безоговорочное повиновение, слепое следование праву без активного отношения к нему, без собственных оценок полезности и необходимости права не может полностью удовлетворять требованиям правового общества.

К числу непсихологических криминогенных факторов можно отнести:

• снижение уровня общественной морали;

• феномен «бизнеса власти», связанный с фактическим богатством жизни людей, находящихся у власти

• криминализация и сексуализация досуга, искусства, видеорынка, телевизионных передач: культ силы и насилия, жестокости, неуважения к человеку и др.;

• распространение пьянства и наркомании;

• увеличение числа лиц без определенных занятий, места жительства, безработных;

• низкий уровень раскрываемости преступлений;

• коррупция в органах государственного управления и органах правопорядка;

• политический экстремизм и религиозный фанатизм;

• слабости системы воспитания подрастающего поколения и взрослых, особенно нравственного, правового, трудового, патриотического, семейного, культурного;

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Влияние конформизма на правомерное и неправомерное поведение личности.

Влияние конформизма на правомерное и неправомерное поведение личности.

Влияние конформизма на правомерное и неправомерное поведение личности.

Давайте поговорим о конформизме (осторожно, много букв)

Конформизм означает отсутствие или подавленность собственной позиции и принципов, а также отказ от них под давлением различных сил, условий, обстоятельств (мнения большинства, авторитета, традиций и т.п.). Конформизм равносилен отказу человека от суверенности своего нравственного разума, от собственного выбора и возложению ответственности на внешние факторы (вещи, общественные институты и т.п.), следовательно, отказу от себя как от личности.

Как Конформизм расценивается также непротивление преобладающим тенденциям, несмотря на их внутреннее неприятие, самоустранение от критики тех или иных аспектов социально-политической и экономической действительности, нежелание высказывать собственное мнение, отказ от личной ответственности за совершаемые поступки, слепое подчинение и следование любым требованиям и предписаниям, исходящим от государства, общества, партии, лидера, религиозной организации, патриархальной общины, семьи и т.д. (подобное подчинение может быть обусловлено не только внутренними убеждениями, но и менталитетом, традицией).

Конформизм проявляется в изменении поведения и установок в соответствии с ранее не разделяемой позицией большинства. Одновременно он обнаруживает себя тем, что пытается приписать своему авторитету абсолютную непогрешимость.
Конформистскими являются все формы коллективистского сознания, предполагающие жесткое подчинение индивидуального поведения социальным нормам и требованиям, исходящим от большинства.

Склонность к Конформизму зависит от возраста (с возрастом существенно снижается), от пола (женщины в среднем несколько более конформны, чем мужчины). Высококонформные женщины склонны к принятию традиционной женской роли, и наоборот, многие женщины, противостоящие групповому давлению, в жизни были склонны к конфликтам, отвергали зависимые отношения с родителями и другими людьми, отрицательно относились к распределению ролей в семье. Независимые женщины имели гораздо меньший индекс «социализации», чем подчиняющиеся.

Конформизм во многих случаях отвечает объективной заинтересованности государства в сохранении контроля над населением, а зачастую и соответствует представлениям властных структур о благонадежности. Потому Конформизм в обществе по отношению к существующему социальному строю и господствующим ценностям насаждается и культивируется господствующей идеологией, обслуживающей ее системой воспитания и идеологического воздействия (службами пропаганды, средствами массовой информации и религией). Конформизм является типичной чертой государств с тоталитарными режимами и бюрократических организаций. Высокая степень Конформизма на основе фанатизма, догматизма, авторитарности мышления характерна для ряда религиозных сект.

Отсутствие плюрализма мнений создает условия для конформного усвоения идеологических стереотипов, «однонаправленных» убеждений и установок, что отрицательно сказывается на характере развития личности и общества.
Преобразование общества невозможно без преодоления Конформизма.

Читайте также:  Инвагинация кишечника на УЗИ (лекция на Диагностере) - Диагностер

Антирелигия

новости, статьи, рефераты по религиеведению

  • Главная
  • Украина
  • В мире
  • Общество
  • Статьи

Формирование нравственной культуры личности как путь преодоления морально-правового конформизма

В статье рассматривается проблема возникновения деформационных процессов в сознании должностных лиц и формирования нравственно-правового конформизма. Дается анализ конформизма и его влияние на эффек-тив-ность функционирования системы государственного управления, анализируются аспекты, влияющие на состояние правосознания, подаются некоторые рекомендации, направленные на улучшение эффективности управления и профилактики формирования морально-правового конформизма.

Провозглашение Украины как суверенного независимого демократического социального право-вой государства стало предпосылкой изменений во всех сферах жизни украинского народа. Новая сус-Свободно-политическая ситуация требует соответственно нового подхода к формированию сознания и мотивации поведения как молодого (будущего), так и трудоспособного поколений общест-ма-дан Украины. Правовой основой такого формирования в первую очередь является Конституция Ук-раи-ны. В ней нашли свое отражение те реалии жизни, которые сложились сейчас в обществе, и закреплены прогностические направления развития общества, экономики, политики, права, социального устройства и т.д..

Можно, пожалуй, согласиться с профессором Е.А. Дидоренко, что проблема «людсь-ко-го фактора» в любой сфере общественной жизни не снималась никогда с повестки ден-ного. Этот тезис напрямую касается нынешнего и грядущего поколений. Людсь-кий фактор, независимо от своей конкретно-исторической сущности, всегда выполняет го-лов-на функцию социального устройства — целеполагания. Она, в свою очередь, раскрытая-вает-ся в единстве двух — рациональной и оценочной, — которые являются элементами сущности человека, а также важными элементами его мировоззрения, морали и идеологии.

Не секрет, что религия непосредственно формирует мировоззрение, идеологические предпочтения, общую культуру человека (общества), его образованности и духовные составляющие жизни.

По нашему мнению, построение независимого демократического правового государства Украина невозможна без поднятия экономики, возрождения и развития духовной культуры. Ре-шен-ния этой проблемы требует объективного воссоздания истории нашей страны, поз-БАВ-ле-ной от фальсификации и идеологических наслоений, в том числе объективной оценки роли религии и церкви в развитии государственности, духовной культуры.

Целью нашего исследования является попытка проанализировать те факторы, без-по-се-ред-нем влияют на формирование в обществе нравственной культуры как основного фактора в по-до-ланью морально-правового конформизма, охвативший все сферы нашей жизни и , без-условно, препятствует развитию правового демократического государства. Уместно заметить, что такие кон-фор-районные управления взгляды закреплены в законодательстве, даже в Основном Законе — Конституции.

Сначала дадим определение морально-правовом конформизма.

Морально-правовой конформизм представляет собой такую ??форму деформации, в первую очередь правосознания, которая характеризуется пассивным восприятием существующего порядка, отсутствие адекватной оценки правовых принципов, ценностей права и морали.

Несмотря на то, что проблемам исследования правосознания уделяли внимание многие ученые, среди которых следует указать таких специалистов, как А.К. Укледов, И.Е. Фарбер, Д.П. Потопейко, И.Ф. Покровский, В.А. Чефранов, Е.В. Назаренко, Г.С. Остаумов, И.Ф. СЯБ-ко, А.Р. Ратинов, В. Кудрявцев, М.М. Вопленко и др.. А проблему деформации рас-гля-да-да, как и предыдущие исследователи, В.М. Коробка, В.С. Медведев, М.Л. Гранат, П.П. Баранов и др.. Однако только в работе В.М. Коробки [1, с. 77] находим определение «морально-пра-во-во-го конформизма».

Культурное возрождение современной Украины является мифом, скорее надо говорить о ее куль-турной упадок и возрождение, невиданную духовно-нравственную деградацию и дез-ин-тег-ра-ции современного общества. Культурные потери и прямые изъятия последних лет не находят себе адекватной замены. В западную систему культуры Украина не может вписаться, работающую культурную систему создать не в состоянии, культурное достояние прошлого огульно разрушаем. Сегодня мы наблюдаем духовное одичание общества, вторжение иностранных про-по-от-ников, дилетантизм государственных чиновников, как в религиозных делах, так и в идеологии государства. Отсюда и развивается (формируется) морально-правовой конформизм.

Новым в этом исследовании является анализ влияния культуры, религии, образования на преодоление этого негативного явления.

Главной целью исследования являются практические рекомендации по преодолению кон-фор-Миз-м образовательными (педагогическими), идеологическими, духовно-религиозными и правовыми мерами.

Сделаем сначала короткий экскурс в идеологическое и духовную жизнь нашего народа.

Совсем недавно примитивные догмы казенного безбожия насквозь пронизывали прог-ра-ми высших, средних специальных учебных заведений. Результат мы видим: по-ко-лин-ния «советских» людей были изолированы от богатого из сокровищниц мировой и оте-ня-ной культуры, им были недоступны религиозно-философские размышления М.В. Гоголя, Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, убеждения Аврелия Августина и Мартина Лю-то-ра, Вл.С. Соловьева и Н.А. Бердяева, не говоря уже о концепции выдающихся современных теологов ранга К. Барта, Р. Нибура, П. Тиллииха, которые упоминались тогдашней властью как образцы «развращенной культуры мероприятия».

Поэтому образование как передача знаний (в широком смысле — как универсальный «опыт жизни») следующим поколениям — необходимое условие жизнеспособности общества, по-без-печивает социально целесообразное поведение индивидов. Поэтому понятно, что правящие круги завж-ди стремились контролировать объем и содержание преподаваемых предметов.

Именно религия была ключевым компонентом средневекового образования. Однако уже в эпоху Возрождения реформации четко отображается процесс секуляризации (где сакрализацию) общества, то есть постепенное вытеснение веры в Бога как высшего регулятивного принципа построения картины мира и повседневной жизни. Изменилась и главная стратегия образования. Чтобы мир был понятен человеку, она должна обладать научным знанием. Культурный человек теперь — не человек верующий, а человек разумный, просветленная. Успехи (достижения) Секула-ри-за-ции обусловили постепенное правовое оформление, вытекающей из ее принципов веротерпимости и свободы совести (совести). Инструментом обеспечения неотъемлемого права личности — самому выбирать собственный (как религиозный, так и светский) мировоззрение — стало отделение церкви от государства, школы от церкви, приобретало все более четкого законодательного статуса вопреки противодействию клерикалов.

Читайте также:  Почечные отеки лечение, симптомы, почему появляются

Несмотря на возникновение масштабных религиозных бумов, оживление Ирра-Цио-нальных, мистико-религиозных доктрин, появление многоликих религий нового века, прин-цип отделения школы от церкви не только устоял, а под воздействием крупных научных достижений ХХ века. получил более четкое законодательное оформление.

результате в индустриально развитых странах функционирует государственная сис-те-ма образования, носит светский характер. Иначе говоря, исходя из интересов общества в эти-ло-м (это решающий момент), государство считает своим долгом обеспечить подрастающее поколение «объемом знаний», достигнутых современной наукой, а удовлетворения религиозных пот-реб граждан (религиозное воспитание) рассматривается как «частная» дело, что составляет пре-ро-га-ти-ву и заботу специальных религиозных учебных заведений. Например, в США, которые опре-на-ются как главная цитадель религиозной свободы, молитвы в государственных учреждениях образования по-бо-ро-дит, кстати, не только конфессиональные, но и такие, которые апеллируют к Богу в общей форме. Крас-номовним есть и пример Польши: несмотря на то, что католическая церковь играла ве-лика роль в свержении тоталитарного режима, церковная символика и конфессиональное вик-заложения в государственных школах объявлены противозаконными.

Однако сегодня у большинства рядовых граждан и политических деятелей сложилось вра-ния, что вера в Бога — единственный источник и оплот истинной духовности, а ма-те-риа-лес-кий мировоззрение потерпел окончательно поражение. «Без религии в Украине нет май-бут-нем-го!» Призыв звучит патетически. Непонятно только, как воплотить ее в жизнь. Церковные авторы настаивают на том, что настоящая (истинная) нравственность («нравственность» ро-Сейся-кой) возможна только на религиозной основе. О чем идет речь: о какой-то конкретной церкви, конфессии или какую-то всемирную религию (которой, кстати, вообще не существует)?

В одном своем интервью Блаженный митрополит Владимир (УПЦ РП) говорил: «Кож-на человек по своей природе религиозная, и соответственно всякое общество также нас-через религиозным (даже атеистическое общество). Поэтому религиозный фактор общественного жит-я за-слу-Гову соответствующей искренней и глубокой внимания. Нужно хорошо понимать, что «свято место пус-тым не бывает», поэтому на место истинной веры, если она отсутствует, всегда есть другие «веры» (религии), которые, каждый в свою меру, искажают духовную жизнь отдельного человека, а от -так и всего общества »[2, с. 6]. Владыка пришел к выводу, что мировосприятие (а свод-си и мировоззрение) рядового украинский является христианско-православным (религиозным), про-то оно не устойчиво и не активно. По нашему мнению, мировосприятие должно быть не спог-ля-даль-ного характера, а движущей силой, мотивом к действию, в том числе и в политике.

Однако отечественный политический истеблишмент, в большинстве своем, и не попытался постиг-ти (понять) духовную глубину православия, осознать ее роль в истории Украины и в совре-ней государственной развитии. Недаром замечал М. Задорнов, что «Политическая элита в религиозные праздники в церквях подсвечниками работают». Однако без веры невозможно рас-бу-ду-ва-ти новое общество, создать сильное государство. Потому многие, даже те, что и не ве-ру-ют, ищут в глубинах души пути возвращения к вере, а нарушение заповедей, которые имеют место в повседневной жизни, воспринимают именно как грех перед Богом и людьми, а не только как общепринятую норму поведения.

По нашему мнению, необходимо поддерживать это народное восприятие православия: это и есть, по нашему мнению, задачи национальной элиты.

Однако сама интеллигенция (элита) захвачена различными «магия», культами, «школами духовного развития», сектантством, новомодными религиями, мистикой, тренингами, пси-хо-культами (например, сайентология), избираемых в зависимости от идеологической пе -ре-веса, а насущный вопрос создания национальной (государственной) идеологии на основе хрис-ти-янских (православных) ценностей и народных традиций остается не решенным.

Именно поэтому сейчас на месте осмысленной и ответственной политической идеологии стоит пи-ар. Большинство политических партий, движений преследуют конъюнктурные цели. Практически нигде не встретишь ясной и последовательной идеологии, способной вывести человека из состояния поли-ти-но-го сна. Проанализируем, что же мешает этому.

Именно закрепление в Конституции Украины (ст. 15) [3] принципу, что общественная жизнь в Украине основывается на принципах политического, экономического и идеологического многообразия, нам понятно, и, может, и вполне целесообразно. Однако сам принцип, что никакая идеология не может признаваться государством как обязательная, вызывает много вопросов. Может быть дер-жа-ва или общество без идеологии? Признание человека, его жизнь и здоровье, чести и достоинства . наивысшей социальной ценностью (ст. 3) — Конституция Украины этим закрепляет идео-ло-ги-ни принципы развития государства на принципах демократического правового государства. Сама развитие такого государства — разве это не государственная идеология? Поэтому и реализация любых социальных программ или концепций без идеологических основ прежде бесперспективна, потому безосновательна.

Читайте также:  Низкий тестостерон у женщин причины, последствия, лечение

Ведь идеология — это не просто какая-то лживая форма сознания, что не соответствует действительности, как рассуждают некоторые «реформаторы» общественного устройства, а ее основание. До тех пор, пока будет существовать общество в виде целостной структуры, будет идеология как мировоззрение определенных социальных групп или их доминирующих слоев — метод и продукт социальной общественной рефлексии.

Наша же «безиделогический» государство на уровне государственных чиновников или партий заигрывает с различными религиозными конфессиями для «освящения» своих политических соревнований и привлечения верующего электората к своей политической борьбы во время предвыборной гонки.

Само же государство не имеет четкой позиции в построении отношений с церквями и религиозными кон-фессии. Приведем некоторые примеры. Преамбула Конституции свидетельствует: «Верховная Рада Ук-раины от имени Украинского народа — граждан Украины всех национальностей . ус-ви-дом-люючи ответственность перед Богом . ». Из этого возникает вопрос: какая у нас дер-жа-ва, ре-ли-лургической или светская (секулярная), то просто для «красного словца» мы вспомнили Бога? Далее же в ст. 35 Конституции гласит: «Церковь и религиозные организации в Украине видок-рем-ле-ни от государства». «Никакая религия не может быть признана государством как обязательная». Это же подтверждает и ст. 5 Закона Украины «О свободе совести и религиозных организаций». Там указано: «Церковь (религиозные организации) отделена от государства», т.е. церковь является религиозным орга-ни-зации. В ст. 13 этого же Закона указано: «Религиозная организация — юридическое лицо» [4], однако Церковь пор государством не признана юридическим лицом. Если дальше смотреть на се-го-дневные реалии, очень трудно понять, почему, если ни одна религия не является официальным, государство зак-ре-пила религиозные праздники Рождества Христова, Троицы, Пасхи в качестве официальных праздников или выходных дней, и как объяснить участие наших политиков в построении или освящении храмов: то ли их собственная «религиозность», то их конформистское отношение (их, собственно, не интересует, какой православный храм строится и какой конфессии УПЦ МП, УПЦ КП, УАПЦ, а их участие — то дань «моде», или пиар).

Однако есть и еще одна ситуация, которая, по нашему мнению, имеет негативную, разрушительную силу и никак не способствует развитию государства. Многие политики предпочитают слепом копию-ван-ню идеологии Запада. Либеральная идеология и сценарий глобализации по западному образцу витые-ка-ют из других исторических, культурных, религиозных, мировоззренческих, правовых и цивилизация-за-этой-ных предпосылок, которые коренным (радикально) отличаются логике нашей истории. Нормы кос-мополитизму, индивидуализма, многочисленных духовных и культурных ценностей через общест-шо-ный эквивалент, полное отрицание нравственности, заботы об окружающей среде, атомизация общества, презрение к традициям, прославление жесткой конкуренции, байду-жисть к слабому — все эти явления присущи западной цивилизации, которая пожертвовала прог-ре-сом моральным ради прогресса материального и технического. Глобализация — не просто ди-лог народов и культур, а повальное приведение на-Цио-нального, государственного, религиозного и этнического многообразия к американскому стан-дар-ту. Один из идеологов современного аме-ри-канского гегемонизма, профессор Самуэль Ха-ринг-тон, с предельной откровенностью пишет о ме-ю глобализации: «Запад пытается (и на-да-ли будет пытаться) сохранить свое о-от-не положение отстоять собственные интересы, определяя их как интересы «мирового об-пильст-ва». Эта фраза превратилась в нечто вроде коллективного эвфемизма (заменив со-бою вы-раз «свободный мир»), задачей которого является обеспечение глобальной легитимности той дея-тельности, которая способствует достижению интересов Соединенных Штатов и других западных государств »[5].

В области политики глобализация обозначает навязывание всем государствам и народам мира неприсущих им моделей политического устройства.

С экономической точки зрения, глобализация — это навязывание всем странам одной модели экономического развития, основанного на идеях «свободного рынка», «открытой экономики»; устранение государства от решения хозяйственных проблем и экономическое подчинение всех стран интересам транснациональных корпораций («что хорошо для ТНЕ — хорошо для всего мира!»), полная деформация национально-хозяйственных комплексов, создание и-кой экономической ситуации, когда в той или иной стране развиваются только те отрасли, в которых проявляют интерес мировые финансово-промышленные корпорации , при этом национальные по-тре-би экономического развития стран полностью игнорируются. Все это высокопарно именуется «включением стран в мировой системе хозяйственных отношений».

В культурно-духовном плане глобализация предполагает отказ народов от своей на-Цио-нально-культурной самобытности, насильственное навязывание им западных духовных цен-нос-тей и образа жизни. Именно внедрение западной идеи приоритета «общечеловеческих ценностей» является скрытой интервенцией против национальной самобытности народов. Ведь под «общечеловеческими ценностями» понимаются исключительно западные ценности, а их носителем выступал, безусловно, только американский народ и народы стран Западной Европы. И это и не удивительно, ведь Запад давно отождествлял свою культуру с культурой всего человечества, а свою цивилизацию вообще считал единственной на планете, все остальные высокомерно относил к «варварских и диких». Поэтому Запад и сводит свои собственные ценности в ранг «общего-но-людсь-ких». 2].

    ЛИТЕРАТУРА — 2004. — 2001.

П.Г. Давыдов
Донецкий университет экономики и права, Украина

Ссылка на основную публикацию
Что такое Дуоденит Москва
Дуоденит Дуоденит представляет собой воспаление оболочки 12-перстной кишки. Такое заболевание является одним из самых распространённых поражений этого органа, которое хотя...
Что пить на грудном вскармливании, читать, скачать Азбука здоровья
Диета при грудном вскармливании Как бы это странно ни звучало, но при организации грудного вскармливания вовсе не обязательно жестко ограничивать...
Что подарить девочке на 2 года (32 фото) лучший подарок на день рождения для принцессы
Что подарить девочке на 2 года: 52 оригинальные идеи для хорошего подарка К своему второму дню рождения каждая девочка уже...
Что такое запор и как от него избавиться — Лайфхакер
Что срочно делать при запоре Запор — заболевание, связанное с проблемами эвакуации каловых масс из толстого кишечника. Диагноз ставится при...
Adblock detector