Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у ребенка причины и коррекция — Сибирский медицинский порт

ФФНР в современной логопедии: что это за диагноз?

Обычно к 4 годам ребенок в состоянии различать на слух все звуки, воспринимать их как составляющие слова и большинство звуков произносить правильно. Если же этого не происходит, у ребенка могут диагностировать ФФНР. Что это такое? В логопедии за этой аббревиатурой скрывается комплекс симптомов, вызванных различными нарушениями в восприятии и воспроизведении звуков (фонем) – фонетико-фонематическое недоразвитие речи. При этом зачастую подобное отклонение не является показателем заболеваний зрения, слуха или отклонений в психоэмоциональном развитии ребенка. Проще говоря, по каким-то причинам мозг ребенка искаженно воспринимает звуковой сигнал и, соответственно, неправильно затем его воспроизводит.

Как это выглядит?

Итак, ФФНР в логопедии – это, прежде всего, несформированность процессов распознавания и произношения фонем частей речи, что необходимо для верного понимания смысла сказанного. То есть речь идет о недоразвитии фонематического слуха, а не физиологического. Вместе с тем у ребенка присутствуют и дефекты произношения. Что при этом происходит с речью ребенка? В разных случаях возможны различные дефекты.

  • При произношении звуки искажаются (например, вместо «ш» – звук, средний между «в» и «ф»).
  • Происходит подмена звуков на более легковоспроизводимые для ребенка (к примеру, вместо всех свистящих он произносит звук «т» или «п», вместо шипящих – «с»).
  • Часто нет различия между твердыми и мягкими звуками (говорит «сь» вместо «с», «тя» вместо «та», и т. д.), ребенок «сюсюкает».
  • Не различаются на слух и при произношении звонкие и глухие звуки («том» вместо «дом», «папка» вместо «бабка»).
  • Ребенок путает сонорные звуки – «л», «м», «н», «р». Причем в речи такие дети порой заменяют не только «р» на «л» (рак-лак), но и наоборот («мороко», рапти»).
  • То же самое может происходить со свистящими и шипящими.
  • Иногда у детей при ФФНР может наблюдаться вариативное произношение звуков (в одних случаях звук или слог произносятся правильно, в других – искаженно или исчезает вовсе).

В речи таких детей могут смешиваться соседние звуки, размываться слоги, иногда нарушается грамматический строй предложений (путаются времена, числа, окончания).

В запущенных случаях речь ребенка с ФФНР понять довольно сложно, она становится «тягучей», неразборчивой, несвязной, иногда нелогичной. Понятно, что с письмом, правописанием, а значит, и с успеваемостью у такого школьника непременно возникнут проблемы. Но гораздо более серьезными могут оказаться психологические комплексы, вызванные трудностями в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Поэтому подобные проблемы необходимо корректировать как можно раньше (лучше всего – до школы).

Выраженность проблемы и причины возникновения

Понятно, что чем выше степень выраженности фонетико-фонематического недоразвития речи ребенка, тем большее число вышеизложенных характеристик ФФНР будут его сопровождать.

  • При легкой степени нарушается распознавание только некоторых звуков, которые ребенок и произносит с дефектом. Все остальные показатели понимания, воспроизведения и анализа слов, а также речи в целом остаются в норме.
  • При средней степени дети не различают довольно много звуков из разных групп (звонкие, глухие, мягкие, твердые, шипящие, свистящие). Хотя в устной речи малыш может их произносить достаточно правильно.
  • При тяжелой степени ребенок не может различать звуки на слух, воспроизводить их, выделять их в слове отдельно, определять их очередность. То есть, если произнести ему по звукам, к примеру, слово «м-а-ш-и-н-а», он не поймет, что это машина, а если попросить его самого назвать эти звуки по порядку, он не сможет этого сделать.

Как следствие, таким деткам сложно произносить слова из нескольких слогов либо с двумя или более согласными подряд (трамвай, стружка, портрет, водопровод). При произнесении таких слов дети пропускают либо заменяют звуки или даже слоги, переставляют их местами, разбавляют другими звуками и т. д.

Кроме того, у ребенка с ФФНР отмечаются другие особенности умственной деятельности:

  • сложности с концентрацией внимания;
  • недостаточный объем памяти, особенно на лексику;
  • сложности с абстрактным мышлением;
  • замедленная мыслительная деятельность.

Зачастую существует прямая зависимость между числом дефектного воспроизведения звуков и общим уровнем фонематического развития: чем больше звуков ребенок не может правильно произносить, тем хуже обстоит дело с их восприятием, выделением в речи… Однако порой случается обратное: ребенок не выговаривает всего два-три звука, а фонематическое недоразвитие у него выявляется достаточно глубокое. В большинстве случаев это является результатом неправильной работы логопеда по коррекции звуковоспроизведения. Проблема лишь маскируется, что затрудняет ее правильное выявление для последующей коррекции.

Читайте также:  Транексам» при беременности остановит кровотечение и не допустит выкидыша

Что касается причин, приводящих к фонетико-фонематическому недоразвитию, то среди основных специалисты обычно выделяют:

  • проблемно протекающую беременность;
  • осложнения при родах, родовые травмы;
  • психологические проблемы ребенка (например, сильный испуг, одиночество);
  • неблагоприятную среду проживания (пьющие родители, частые скандалы в семье);
  • частые стрессы (из-за конфликтов со сверстниками, воспитателями, нервной обстановки в семье);
  • недостаточное время, которое родители уделяют развитию речи, памяти, мышления ребенка.

Если вы замечаете за своим ребенком описанные нарушения в произношении, восприятии или фонетическом анализе, не ждите, пока до него дойдет очередь логопеда в детском саду и он поставит вам диагноз ФФНР. В дошкольном учреждении попросту может не быть хорошего логопеда. Обратитесь к специалистам сами – помогите ребенку преодолеть дефекты до того, как у него начнутся проблемы с обучением или комплексы неполноценности.

К кому обратиться?

Для того чтобы правильно поставить диагноз и выявить степень выраженности проблемы, необходимо обследование у следующих специалистов:

  • отоларинголог (подтвердит отсутствие проблем со слухом);
  • невролог (укажет на наличие либо отсутствие неврологических проблем, способствующих торможению речевого развития);
  • педиатр (даст общее заключение о состоянии здоровья ребенка).

Логопед изучит особенности протекания беременности, родов, раннего развития ребенка, обследует артикуляционный аппарат на предмет соответствия развития губ, языка, зубов и т. д. Оценит состояние голосовой, дыхательной деятельности. Изучит количество, степень и характер речевых нарушений (замена, отсутствие звука, искажение), проверит навыки звукового анализа и синтеза (способность к пониманию, выделению и воспроизведению слов, слогов, звуков). Оценит грамматическое построение речи (ошибки в согласовании и управлении), обратит внимание на наличие специфических ошибок в письменной речи ребенка, определит уровень чтения и способность к пониманию и передаче прочитанного. После комплексного анализа всех этих факторов и выводится диагноз – ФФНР.

Как это лечится?

ФФНР относится к числу заболеваний, требующих серьезного комплексного лечения, притом довольно длительного (не менее 6-10 месяцев, иногда больше, в зависимости от степени выраженности проблемы).

Такие дети должны заниматься в специальных коррекционных логопедических группах в детских садах (начиная с 5 лет) либо посещать занятия школьного логопеда, если проблема не была устранена до поступления в школу.

При этом логопед будет заниматься с ребенком:

  • коррекцией произношения, артикуляции;
  • развитием фонематического восприятия и анализа;
  • подготовкой к обучению грамоте либо коррекцией обнаруженных нарушений письма, если ребенок – школьник;
  • развитием у него навыков словообразования, словоизменения;
  • обогащением словарного запаса ребенка;
  • развитием правильной, связной, логической речи;
  • работой с простыми и сложными предложениями.

При этом могут быть использованы не только наглядные материалы, соответствующие возрасту ребенка, но и – при необходимости – специальная артикуляционная гимнастика, а также логопедический массаж. Такая работа может проводиться как в группах, так и индивидуально.

Детям с подобными нарушениями обязательно нужна помощь квалифицированного детского психолога, который поможет развить память и мышление, общую и мелкую моторику, слуховую память и слуховое внимание, а также – снизить уровень тревожности, повысить концентрацию внимания, преодолеть комплексы, фобии, психологические препятствия в общении с окружающими.

Своевременное выявление детей с ФФНР и проведение с ними полноценного реабилитационного курса (обычно года бывает достаточно) позволяют полностью устранить недоразвитие речи, подготовить ребенка к нормальному обучению.

К сожалению, в детских садах небольших городов довольно сложно найти коррекционные группы или даже просто грамотных логопедов для индивидуальных занятий. Здесь вариантом решения проблемы будет поиск дошкольного заведения, специализирующегося на таких вопросах.

Поэтому лучше заранее сделать все возможное, чтобы не допустить появления ФФНР у малыша:

  • принимать меры по предотвращению перинатальных патологий;
  • уделять как можно больше времени развитию речи у малыша;
  • обеспечить комфортный микроклимат в семье, достаток любви, внимания, заботы;
  • вовремя решать возникающие психологические проблемы (страхи, кошмары, стрессы, депрессии).

Логопедические диагнозы в основной массе не приговор, а лишь повод уделить самое пристальное внимание развитию речи, постановке звуков, артикуляции, правильности, последовательности изложения, развитию памяти, внимания, концентрации, образного мышления. Компетентность доктора, помноженная на терпение родителей, – залог того, что ситуацию можно исправить если не на 100%, то хотя бы до некритичного уровня, когда у ребенка не будет возникать проблем ни с общением, ни с обучением.

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН)

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) – нарушение процессов звукопроизношения и восприятия фонем при различных речевых нарушениях у детей с нормальным интеллектом и биологическим слухом. ФФН характеризуется заменами, смешением и искажением звуков, нарушением слоговой структуры слова, нерезко выраженными лексико-грамматическими нарушениями. Логопедическое обследование при ФФН включает изучение состояния звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи, навыков словообразования, связной речи. Коррекционная работа при ФФН ведется над нарушенными сторонами речи.

Читайте также:  Монографии - Российский кардиологический научно-производственный копмлекс

  • Классификация ФФН
  • Характеристика ФФН
  • Логопедическое обследование при ФФН
  • Коррекция ФФН
  • Прогноз и профилактика ФФН
  • Цены на лечение

Общие сведения

ФФН (фонетико-фонематическое недоразвитие) – несформированность звуковой стороны речи, характеризующаяся фонетическими и фонематическими дефектами. Главным определяющим признаком ФФН является незавершенность формирования процессов произношения и восприятия фонем, близких по акустико-артикуляционными характеристикам. ФФН представляет серьезное препятствие на пути овладения навыками письма и чтения и является риск-фактором развития дисграфии и дислексии у детей школьного возраста.

Нарушения средств общения (ФФН и ОНР) являются категориями психолого-педагогической классификации речевых нарушений, отражающими уровень сформированности языковых средств и позволяющими в соответствии с этим выстраивать логопедическую работу. ФФН объединяет обширную группу нарушений речи: артикуляторно-фонематическую и акустико-фонематическую дислалию, дизартрию, ринолалию. Дети с ФФН составляют 20-25 % от общего количества детей с речевыми нарушениями.

Классификация ФФН

По выраженности нарушений звуковой стороны речи выделяют легкую, среднюю и тяжелую степень ФФН:

Легкая степень ФФН характеризуется нарушением дифференциации только дефектно произносимых звуков. В остальном звуко-слоговая структура слова анализируется правильно.

Средняя степень ФФН характеризуется более грубыми нарушениями звукового анализа. Отмечается недостаточная дифференциация значительного числа звуков, входящих в различные фонетические группы. В устной речи их артикуляция сформирована достаточно.

Тяжелая степень ФФН характеризуется глубоким фонематическим недоразвитием, когда ребенок не воспринимает звуки на слух, не различает их, не может выделить их в слове и установить последовательность.

Характеристика ФФН

При ФФН у детей имеет место расстройство произносительной стороны речи и особого фонематического слуха, способствующего различению и узнаванию фонем родного языка. Физиологический слух и интеллект у детей с ФФН сохранны. Структура дефекта при ФФН характеризуется несформированностью звуковой стороны речи, нарушением дифференциации звуков, сходных по артикуляторным и акустическим признакам, нарушением слоговой структуры слова, нерезко выраженным лексико-грамматическими нарушениями.

Нарушения звуковой стороны речи у детей с ФФН представлены фонематическими (смешением и заменами звуков) и фонетическими дефектами (искажением звуков) Наиболее часто отмечаются замены артикуляторно сложных звуков более простыми ([р] на [л], [ш] на [ф], [с] на [т] и пр.). Другим вариантом проявления ФФН может быть недифференцированное произношение звуков, когда один звук может служить заменителем целого ряда других звуков (например, [т´] вместо [ с´], [ ч ], [ ш ]). Еще одним дефектом при ФФН может являться смешение звуков, их неустойчивое употребление в речи: в одних случаях нужный звук произносится правильно, в других – заменяется артикуляторно или акустически близкими звуками. В дальнейшем такие нарушения будут сопровождаться однотипными заменами букв на письме (артикуляторно-акустическая дисграфия).

Фонематические нарушения часто сочетаются с фонетическими недостатками – искажением произношения одного или нескольких звуков (ротацизмом, сигматизмом, ламбдацизмом и др.). Общее количество дефектно произносимых звуков при ФФН может достигать 16-20.

Прямым следствием нарушенного звукопроизношения у ребенка с ФФН является неспособность овладеть фонематическим анализом: выделить звуки на фоне слова, определить их количество и последовательность. Детям с ФФН с трудом дается произнесение слов со стечением согласных и многосложных слов. При проговаривании таких слов отмечаются пропуски слогов, их перестановки и замены, добавления лишнего звука внутри слога и т. д. Кроме перечисленных затруднений, при ФФН может отмечаться нечеткость артикуляции.

Лексический запас и грамматический строй речи при ФФН обычно в пределах нормы, однако при специальном обследовании могут выявляться ошибки в словоизменении, согласовании частей речи, употреблении предлогов.

Наряду с нарушениями вербального характера, детям с ФФН свойственны определенные особенности протекания ВПФ: неустойчивость произвольного внимания, трудности переключения, сужение объема памяти (особенно на речевой материал), трудности в понимании абстрактных понятий, замедленное течение мыслительных процессов и т. д. Все это препятствует успешной учебной деятельности и обусловливает нестойкую успеваемость.

Логопедическое обследование при ФФН

Приступая к диагностическому обследованию речи у ребенка с ФФН, логопед (из медицинской документации или из беседы с родителями) выясняет анамнестические сведения (особенности протекания беременности и родов у матери, раннего физического, психического развития ребенка). При оформлении речевой карты на ребенка с ФФН следует сделать особые отметки о состоянии слуха (по заключению детского отоларинголога), неврологического статуса (по заключению детского невролога), общего здоровья (по заключению педиатра).

Затем исследуется состояние и подвижность артикуляционного аппарата, оценивается состояние голосовой и дыхательной функции. При обследовании звукопроизношения обращается внимание на характер имеющихся нарушений (замены, смешение, искажение, отсутствие), различение оппозиционных фонем, способность воспроизведения слов различного слогового состава. Крайне важным при ФФН является исследование уровня сформированности навыков звукового анализа и синтеза. Диагностика устной речи завершается изучением количественной и качественной характеристики словарного запаса, сформированности грамматического строя речи и связной речи.

Читайте также:  Как пить Смекту при диарее взрослым и детям показания и схема приема

При диагностике письменной речи выявляется наличие специфических ошибок на письме и их характер (замены букв, аграмматизмы и др.), определяется уровень владения чтением, ошибки, понимание прочитанного. В речевой карте обязательно фиксируются образцы детской речи, на основании которых делается заключение о наличии у ребенка ФФН.

Коррекция ФФН

Дети с ФФН подлежат обучению и воспитанию в специальных логопедических группах детских садов, куда зачисляются на 10 месяцев с 5 или 6 лет. Школьники с нарушениями письма и чтения, обусловленными ФФН, занимаются на школьном логопункте. Основные направления логопедической работы при ФФН включают коррекцию звукопроизношения, развитие фонематических процессов, подготовку к овладению грамотой (в школе – профилактику либо коррекцию нарушений письменной речи).

В процессе логопедических занятий по коррекции ФФН осуществляется работа над произносительной стороной речи (уточнением артикуляции, постановкой, автоматизацией и дифференциацией звуков); формированием фонематического восприятия, анализа и синтеза; обогащением словаря; развитием навыков словообразования и словоизменения, составлением простых и сложных предложений; развитием связной речи; овладением элементарными навыками чтения и письма. На занятиях по коррекции ФФН используется соответствующий возрасту наглядный и речевой материал, различные дидактические приемы, артикуляционная гимнастика, логопедический массаж. Логопедическая работа по коррекции ФФН проводятся в индивидуальной, подгрупповой и фронтальной форме.

Дети с ФФН нуждаются в занятиях детского психолога: развитии слухового внимания и слуховой памяти, общей и мелкой моторики, памяти, мышления.

Прогноз и профилактика ФФН

Раннее выявление детей с ФФН и проведение целенаправленной логопедической работы позволяет полностью исправить недостатки звукопроизношения и развить фонематическое восприятие. Желательно, чтобы фонетико-фонематическое недоразвитие было устранено до поступления в школу – это является залогом успешного овладения ребенком письменной речью.

Предупреждение ФФН требует профилактики перинатальной патологии плода, заботы об общем здоровье и гармоничном развитии детей, организации правильного речевого окружения, активизации слухового внимания и гнозиса как основы формирования фонематических процессов. Важное значение имеет внимание родителей к речи своего ребенка и своевременное обращение к логопеду для коррекции имеющихся нарушений.

Чем отличается ФНР от ФФНР?

Чем отличается ФНР от ФФНР?

Давайте, прежде всего, разберемся, что это же это за диагнозы, если их поставили вашему ребенку.

Фонетическое нарушение речи (ФНР)— это нарушение произношения отдельных звуков, одной или нескольких групп звуков, вследствие недостаточной сформированности фонетического слуха.

Такое нарушение относят к сенсорным нарушениям.

Как правило, это проявляется в:

* нарушение умственных действий в звуковом анализе;

* не различение на слух звуков в своей и чужой речи.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)- нарушение процессов звукопроизношения и восприятия фонем.

У детей с ФФНР обычно сохранный слух и интеллект.

ФФНР проявляется в:

* искажение произносимого звука;

* замена звука на другой.

То есть, при ФНР ребенок знает, что неправильно воспроизводит звук, но не смешивает его с другими.

При этом ребенок пишет все буквы в словах правильно, а нарушение происходит только в устной речи.

При ФФНР происходит полная замена определенного звука другим («лога» вместо «рога»).

Ребенок не видит разницы между звуками.

И здесь уже могут быть проблемы на письме.

Что же делать, если у ребенка ФФНР?

Развивать фонематический слух в играх.

Примеры игр:

* Называем ряд звуков, ребенок, когда слышит условленный звук, должен произвести установленное действие (например, на звук л — хлопаем, на р –топаем).

* Показываем картинку и называем её. Ребенок хлопает в ладоши, если слышит в названии изучаемый звук.

* Произносим стихотворение, скороговорку, а ребенок называет звук, который чаще всего услышал. Например, «У Сени и Сани в сетях сом с усами».

*Взрослый объясняет, что в домике живут только звери (птицы, домашние животные), в названиях которых есть, например, звук [Р].

Надо поместить этих животных в домик. Дети называют всех изображенных на картинках животных и выбирают среди них те, в названиях которых есть звук [Р] .

Создается игровая ситуация, в соответствии с которой необходимо научить попугая без ошибок повторять слоговой ряд. Роль попугая берет на себя ребенок.

* Взрослый произносит ряд слогов, ребенок повторяет. Па-ба, та-да, та-та-да, ка-га, ка-ка-та и т.п.

* Взрослый произносит слова, называя каждый звук отдельно: [р], [у], [к] [а]. Ребенок собирает звуки в слово.

Ссылка на основную публикацию
Филлеры противопоказания Портал
Все о филлерах с гиалуроновой кислотой 28 июня 2018 г. 3 минуты на чтение Многие женщины недовольны состоянием кожи лица,...
ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр кардиологии» Экспериментальное производство м
Городская клиническая больница им. М.Е. Жадкевича Новости Мы выполняем забор мазков на ПЦР (РНК коронавируса 2019-nCov). Ранняя диагностика онкозаболеваний В...
ФГДС подготовка, показания, результаты
Что такое фиброгастроскопия желудка? Заболевания желудка распространены по всему миру. Негативное значение заболеваний определяется высокой распространённостью, хроническим рецидивирующим течением, вызывающим...
Филогенез иммунной системы — Лекции Пашкова — Цель изучения биологии в медицинском вузе
Филогенез иммунной системы. ЛЕКЦИЯ № 24 ТЕМА: ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНОВ И СИСТЕМ. Цель: Знать сущность современных взглядов на происхождение Земли и...
Adblock detector