Формирование миропонимания и нравственной жизненной позиции у воспитанников

Обобщенный, или отвлеченный идеал.

Возрастной период: начало юности и далее. То есть идеал, воплощенный в системе нравственных императивов, лишенных своего конкретного носителя. Этот переход к обобщенному идеалу — важнейший пункт для всего нравственного и психического развития человека. Такой обобщенный идеал является не только наиболее оперативным, действенным, то есть практически «выгодным», но и наиболее соответствующим подлинно нравственному поведению. Он предписывает не готовые рецепты поступков, но дает общие принципы, которые в разных ситуациях могут быть реализованы разными внешними (но едиными по внутренней сути) действиями.

Возрастной период: юность и далее. Итак, начавшийся в отрочестве процесс выработки собственных нравственных оснований жизнедеятельности находит свое завершение в обобщенном нравственном идеале. Лишь теперь принципы поведения из нестойких и подражательных полностью становятся внутренними и более устойчивыми, образуя в своей совокупности единую, отчетливо сознаваемую нравственную позицию. Именно эта нравственная позиция и составляет основу, стержень структуры личности человека. Только на этой стадии становление личности можно считать законченным. Законченным не в том смысле, что человек не будет далее развиваться, а лишь в том, что с этой поры личность как психологическое и нравственное образование начинает в полной мере осуществлять свойственную лишь ей нравственную жизнедеятельность без которой полноценное человеческое бытие непредставимо. Для наглядности можно изобразить основные этапы психологического развития нравственных идеалов в виде схемы (рис. 2.1).

Рис. 2.1. Этапы развития нравственного идеала человека

Старший школьный возраст (или возраст ранней юности), охватывающий период развития примерно от 15 до 17—18 лет, обладает определенными возрастными особенностями, уровнем физического, психического и нравственного развития, обозначает фазу перехода от зависимого детства к самостоятельной и ответственной взрослости. Одним из таких «качественно новых личностных образований» для старшего школьного возраста является становление нравственной позиции человека, которая определяется нравственным идеалом человека и в свою очередь способствует его дальнейшей актуализации.

Теоретический анализ работ Б. С. Братуся, Л. И. Божович, Л. С. Славиной, И. С. Кона, А. Н. Леонтьева, Д. И. Водзинского, позволил определить следующие основные тенденции, характеризующие возрастные особенности в актуализации нравственных идеалов старших школьников:

  • • возникновение механизма рефлексии, характеризующегося способностью к осознанию своих нравственных потребностей и актуализации посредством этого единой иерархии мотивов, определяющих жизнедеятельность субъекта;
  • • способность к оценке и самооценке как возможность определить разницу между собой реальным и идеальным представлением о себе;
  • • способность к целеполаганию, проектированию и прогнозу своего будущего. Определение стратегических и тактических целей своего нравственного развития, определяемого нравственным идеалом;
  • • становление системы ценностных ориентаций и нравственных приоритетов как аксиологической основы для построения обобщенного нравственного идеала;
  • • овладение понятийными формами мышления подготавливает образование целостного мировоззрения как системы взглядов на себя, природу и общество, на принципы и правила нравственной и моральной деятельности;
  • • более высокий уровень интеллектуальной и чувственноэмоциональной культуры, чем в подростковом возрасте, который способствует актуализации обобщенного нравственного идеала. Старший школьник уже умеет анализировать, обобщать, делать выводы, умеет установить причину и следствие, вывести логическую закономерность и в то же время обладает утонченной способностью к восприятию мира прекрасного;
  • • юность — период наиболее активного становления самосознания, убеждений, характера, которые наряду с нравственной позицией человека определяют степень развитости и реализации нравственного идеала;
  • • дальнейшее развитие волевой сферы. Юноши и девушки имеют навыки и продолжают совершенствовать умение управлять собой, руководить своими настроениями, желаниями, поступками с целью подчинения их единому стремлению к достижению нравственного идеала;
  • • юность — завершающий период в формировании физического тела человека его полового созревания, осознания ролей мужчины и женщины (в том числе и их нравственной специфики). Представление об идеальной любви тесно связано с представлением о нравственном идеале. Здесь наиболее ярко проявляется механизм самотрансценденции, то есть выход за пределы своего «Я», желание жить ради счастья другого близкого «Я»;
  • • главная тенденция — актуализация непосредственно самого нравственного идеала человека как результат совокупного взаимодействия всех вышеперечисленных тенденций данного возраста.
Читайте также:  Скоба Фрезера - лечение вросшего ногтя без боли - центр подологии и остеопатии Татьяны Красюк

Поскольку старший школьный возраст знаменует собой переход от детства к зрелости (нравственной, социальной, физиологической, физической, психологической), нами под зрелостью человеческой личности в нравственном плане (то есть главном параметре зрелости человека) понимаются не завершенные в своем становлении структуры, а открытые дальнейшему развитию нравственно-психологические образования. Как указывает Б. С. Братусь, «зрелость подразумевает достаточно возвышенные идеальные устремления, но в то же время осознанную готовность выполнять самые скромные, земные задачи ради этих устремлений. Причем крайне важно понять, что в последнем случае нравственные идеалы есть необходимое условие, во многом определяющее ход человеческой жизни, его стабильность, его социально-общественную продуктивность».

Таким образом, нравственный идеал старшего школьника (его форму) можно определить следующим образом: это обобщенное представление о нравственном образе человека, о совершенных поступках, отношениях и мыслях, соответствующих данному образу, в совокупности определяющие цели жизнедеятельности и актуализирующие нравственную позицию субъекта. Этот нравственный идеал выступает одновременно и целью и средством в жизненном процессе нравственного самосовершенствования человека.

Проектирование актуализации нравственного идеала программа актуализации идеала образ нравственного идеала, идеальная цель, стратегическая цель, тактическая задача, анализ, нравственная оценка, идеализация, творчество, мечта, проецирование будущего.

Жизненная позиция — что значит

Человек, имеющий определенное мнение, касающееся различных ситуаций, несомненно, привлекает к себе внимание. Собственное мнение всегда ценится в обществе. Есть люди, которые не могут определиться с порядком действий, направленным на решение каких-либо жизненных моментов, а есть те, у которых не только четко сформированы мысли по этому поводу, но и присутствует конкретный план действий. Таких называют людьми с активной жизненной позицией. Она может выражаться в различных формах. Это могут быть как действия, так и принципы, определенные установки, мотивы, ориентации и т.д. Как происходит процесс формирования позиции, и какими они бывают, рассматривается ниже в статье.

Жизненная позиция – отношение к жизненным реалиям

Что такое жизненная позиция

Жизненная позиция – это выражение отношения определенного индивида к конкретным моментам, которые случаются в данной реальности. Этим выражением личность показывает свое неравнодушное отношение к событиям, которые случаются в его жизни. Определенная точка зрения на многие обстоятельства значительно облегчает течение жизни и сокращает время, потраченное на решение многих проблем.

Человек, который не определился со своими взглядами, расходует свой потенциал еще и на поиск порядка действий. К тому же такая неопределенность чревата тем, что решение некоторых ситуаций затягивается на годы, и индивид просто не может выйти на новый этап, не преодолев предыдущий. Жизненная позиция – это не всегда устоявшееся отношение. Она может меняться с течением времени, но ее суть, как правило, остается неизменной.

Какие бывают жизненные позиции у человека

Жизненные позиции в психологии делятся на 2 вида:

  1. Активная;
  2. Пассивная.

Активная жизненная позиция (позитивная и негативная)

Люди, обладающие активной позицией, зачастую имеют лидерские качества. Синонимами этого понятия являются оптимизм, энтузиазм, иногда – альтруизм. Такие личности являются хорошими ораторами, способными заразить своим отношением к разным ситуациям множество людей. В последнее время даже при приеме на работу в резюме нужно вносить пункт «активная жизненная позиция». Психологи делят активную жизненную позицию на 2 вида:

  1. Позитивная;
  2. Негативная.

Позитивная активная жизненная позиция нацелена на искоренение зла, как в глобальном смысле, так и в индивидуальном. Позитивной точкой зрения обладают только оптимисты – люди, которые даже в бочке дегтя способны увидеть ложку меда. Такие личности обладают высокой нравственностью.

Отношение к жизни формируется с детства

Негативное отношение направлено на разрушение. Как правило, такие люди не способны радоваться чужим успехам, для того чтобы обрести собственный душевный комфорт, им необходимо доставить социуму неприятности. Индивиды, обладающие негативной жизненной позицией, часто создают себе окружение из людей, которые обладают низкими моральными качествами. Для них является нормой навязывание своих мыслей, своего мнения, целей и т.д. Ярким примером личностей с негативной позицией являются лидеры бандформирований.

Пассивная жизненная позиция

Пассивнаятакже делится на несколько видов:

  • Безынициативность;
  • Инфантильность;
  • Разрушительность;
  • Импульс.

Покорность, как вид пассивного отношения к жизни, определяет собой человека, который неспособен на принятие каких-либо решений. Он никогда не сделает первый шаг, а займет позицию ожидания. Ситуация все равно будет решаться рано или поздно, но без активного в ней участия индивида.

Читайте также:  Лечение экзофтальма (пучеглазия) в Израиле

Инфантильные люди не способны задумываться о том, какое бы действие смогло принести им больше комфорта и положительных эмоций. Они выберут самый легкий путь, который уже кто-то прошел, и будут следовать основным правилам разрешения обстоятельств, не обдумывая, насколько они рациональны, не замечая их несоответствия.

Инфантильность – отсутствие способности к принятию решений

Разрушительные личности создают вокруг своей идеи много шума, навязывают свое мнение другим людям, не составив четкого плана действий. То есть они продвигают в общество идею, но не ее решение. Излишняя суета не приводит к конструктивности и решению, поэтому их идеи так и остаются лишь идеями, на обсуждение которых потрачено много сил и энергии. Они склонны отрицать очевидное.

Последняя категория относит к себе холериков-пессимистов. Эти импульсивные личности характеризуются тем, что перекладывают свое эмоциональное напряжение на близких или совершенно посторонних людей. Они винят в своих проблемах всех вокруг, только не себя, при этом очень агрессивны, не склонны к рассуждению и самоанализу.

Обратите внимание! Иметь в своем окружении такого человека очень тяжело, так как негатив выплескивается с него постоянно. Для людей с тонкой душевной организацией это чревато постоянными депрессиями и склонностью к психологическому самобичеванию.

Формирование жизненной позиции

Жизненная позиция берет истоки с нравственного воспитания человека. Индивид получает воспитание с момента рождения. С раннего возраста на него влияют не только люди, связанные родственными узами, но и социум. С процессом взросления ребенка взрослеет и способность выбирать себе жизненную позицию самостоятельно. На это могут влиять обстоятельства, межличностное общение, социум и т.д. Дети более восприимчивы к словам взрослых, нежели подростки, поэтому формирование точки зрения вполне может быть навязанной с детства.

Ребенка с активной позицией в школьный период определяют по качеству написания сочинений на различные темы. Такие дети очень хорошо раскрывают любые темы, так как имеют свое мнение на ситуации. Человек, окруженный негативом и пессимистами, не может стать обладателем позитивной жизненной позиции, так как весь оптимизм, заложенный в него с детства, в этом же периоде полностью гасится навязанным пессимизмом. Взрослая самодостаточная личность должна начинать воспитание с себя, только в этом случае дети, которые ее окружают, будут иметь четкие и правильные цели и понятия.

Важно! Есть очень хорошая цитата, автор которой неизвестен: «Дети нас не слышат, дети на нас смотрят».

Если родители хотят видеть своего ребенка успешным и счастливым, необходимо с детства прививать ему правильные ценности и объяснять, что такое «хорошо», а что такое «плохо».

С самого раннего возраста воспитание играет большую роль в выборе жизненного пути

Как определиться с жизненной позицией

Когда подходит время определяться со своей точкой зрения, многие начинают метаться и не понимают, что для них лучше. При выборе своего личного отношения к различным ситуациям психологи советуют придерживаться таких соображений:

  1. Расставить приоритеты. Личность должна определиться с самыми важными для нее аспектами, осознать, какие действия принесут ей больше комфорта.
  2. Опираться на опыт. В течение жизни действия бывают как правильными, так и ошибочными. Самое главное – уметь признавать свою неправоту и стремиться не совершать более действий, которые влекут за собой дискомфорт существования.
  3. Характер поведения. Для определения жизненной позиции очень важно понимать, какие действия более всего соответствуют характеру индивида. Существуют принципы, переступая которые человек загоняет себя в осознанную депрессию, поэтому рекомендуется избегать поступков, которые противоречат собственным взглядам на жизнь.
  4. Поиск группы людей с одинаковыми ценностями. Индивид должен заручиться поддержкой людей, которые имеют схожие взгляды на жизнь. В этом случае он не будет сомневаться в правильности выбора действий.

Существует 4 типа жизненных позиций:

  1. Я хороший, ты хороший. Философия этих людей заключается в совершении хороших поступков, не требуя ничего взамен, просто потому, что они считают оппонента хорошим человеком. Чаще всего это волонтеры.
  2. Я хороший, ты плохой. Контроль над своими эмоциями является главной характеристикой человека с такой жизненной позицией.
  3. Я плохой, ты хороший. Эти личности не склонны делиться, но желают получить максимум от других людей.
  4. Я плохой, ты плохой. В эмоциональной основе людей с такими убеждениями лежат злость, гнев, негатив, агрессия.
Читайте также:  Эрозия шейки матки симптомы, причины, лечение и профилактика — Клиника ISIDA Киев, Украина

Позиционный тип: Я плохой, ты хороший

Примеры жизненных позиций

Так как для любого ребенка родители являются самыми мудрыми, зачастую из-за неправильного отношения последних к ситуации формируется неадекватная жизненная позиция маленького человека. Например, если ребенка холят, лелеют и каждый его поступок оправдывают, из него вырастет эгоистичный, самовлюбленный взрослый. Для такой личности будет близка позиция «я хороший, ты плохой».

Другая крайность в воспитании заключается в постоянном осуждении любого поступка ребенка. Такие слова в детстве как: «А я тебе говорила…», «Сам виноват…», приводят к формированию жизненной позиции «я плохой, ты хороший».

Самым важным моментом в выборе жизненной позиции является свобода. Только тот человек, который свободен от навязывания чужого мнения, способен скорректировать свою жизни и направить ее в правильное комфортное русло.

Видео

Активисты ЗОЖ-инструкторы

Основной регион реализации: Приморский край

Охват проекта по регионам: Приморский край

Описание

Волонтеры-инструкторы по ЗОЖ 26.02.2018 прошли первую специальную подготовку, в ходе которой изучили основы правильной двигательной активности, позитивного мышления и здорового питания.
Инициаторами проведения бесплатных курсов для волонтеров-инструкторов по ЗОЖ выступили “Владивостокский клинико-диагностический центр» совместно с Приморской региональной общественной организацией «Твой здоровый образ жизни». «Цель нашего проекта – подготовить волонтеров, которые будут нести основы ЗОЖ в массы. Это могут быть люди любого возраста. Главное – активная жизненная позиция и желание делиться своим оптимизмом и задором с другими людьми», — сообщают организаторы.

Занятия прошли по адресу: улица Светланская, дом 139, «Центр здоровья», телефон +7 (423) 226-38-11. Все участники курсов прошли медицинское обследование в «Центре здоровья». В составе группы 22 человека.

Идет набор на летний период зож — инструкторов.

Цели
проекта

Акция направлена на формирование у населения активной гражданско-нравственной жизненной позиции по отношению к своему здоровью и здоровью окружающих города Владивостока.

Проект основан на развитии системы и деятельности пропаганды здорового образа жизни. В здоровом теле – здоровый дух. Здоровье это достояние всего общества, которое невозможно оценить. Мы желаем друг другу крепкого здоровья, когда встречаемся или прощаемся, потому что это основа счастливой и полноценной жизни. Доброе здоровье обеспечивает нам долгую и активную жизнь, способствует выполнению наших планов, преодолению трудностей, дает возможность успешно решать жизненные задачи. Очевидно, что здоровье зависит не только от лечебно-профилактических мероприятий, но и от самого человека. Не случайно все больше людей посвящают свой досуг занятиям спортом, туризму.

В список полезных для здоровья практик входит много курсов физкультуры. Одним из таких упражнений является и скандинавская ходьба. Как правильно ходить? Каким должно быть снаряжение? Где лучше ходить? Каковы возрастные особенности курса? Любителю указанного оздоровительного мероприятия следует иметь представление обо всех этих нюансах. Кстати, техника скандинавской ходьбы имеет несколько канонов. Эти разные рекомендации не противоречат один другому.

Насколько сложна «классическая» техника скандинавской ходьбы? Инструкция (сопровождающая ее) гласит, что тут нет ничего сложного. Оптимальная скорость нордик-ходьбы должна приближаться к показателю 6,5 километров в час. Во всех типах СХ руки остаются почти прямыми. Левая рука идет одновременно с правой ногой и наоборот. Назад нижние и верхние конечности отводятся на 40-45 градусов. Как и в спортивной, в скандинавской ходьбе люди ходят «с пятки на носок».

Все эти нюансы и сложности волонтеры зож-инструкторы по скандинавской ходьбе освещают в акции «Твой ЗОЖ – скандинавская ходьба».

Результаты
проекта

ПРОО «Твой ЗОЖ» реализует на двух площадках города занятия 3 раза в неделю по программе Скандинавская ходьба. А также в Арене Спорта йога и адаптивная гимнастика 2 раза в неделю. в СК «олимпик ДЖИМ» группу здоровья для многодетных мам в тренажерном зале 2 раза в неделю. и в МБОУ СОШ города Владивостока активисты ведут открытые уроки «Мы друзья Мойдодыра» и «Здоровью-зеленый свет».

Все это проходит на добровольной основе, бесплатно. Главная зада это продвижение здорового образа жизни. Цель город Владивосток-территория Здоровья!

Ссылка на основную публикацию
Филлеры противопоказания Портал
Все о филлерах с гиалуроновой кислотой 28 июня 2018 г. 3 минуты на чтение Многие женщины недовольны состоянием кожи лица,...
ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр кардиологии» Экспериментальное производство м
Городская клиническая больница им. М.Е. Жадкевича Новости Мы выполняем забор мазков на ПЦР (РНК коронавируса 2019-nCov). Ранняя диагностика онкозаболеваний В...
ФГДС подготовка, показания, результаты
Что такое фиброгастроскопия желудка? Заболевания желудка распространены по всему миру. Негативное значение заболеваний определяется высокой распространённостью, хроническим рецидивирующим течением, вызывающим...
Филогенез иммунной системы — Лекции Пашкова — Цель изучения биологии в медицинском вузе
Филогенез иммунной системы. ЛЕКЦИЯ № 24 ТЕМА: ЭВОЛЮЦИЯ ОРГАНОВ И СИСТЕМ. Цель: Знать сущность современных взглядов на происхождение Земли и...
Adblock detector