Как избавиться от тревоги и страхов — объясняет Андрей Курпатов

Как избавиться от тревожности: советы психолога

Сегодня мы поговорим о том, что такое тревожность, и как с ней справиться. Если вы часто ощущаете психологический дискомфорт, неуверенность в завтрашнем дне и своих силах, перепады настроения, беспокойство, то, вероятно, вы столкнулись с тревогой. Но без коррекции состояния она может перейти в тревожность. «В чем разница?» — спросите вы. Читайте далее.

Тревожность – устойчивое качество личности, в то время как тревога – временное состояние (эмоция). Если травмирующие ситуации повторяются часто, негативные факторы влияют постоянно, то неуверенность и беспокойство приобретают постоянный характер, что значительно ухудшает качество жизни. Тревожность поддается коррекции, ее можно измерить. Но как всегда обо всем по порядку.

Описание феномена

Специфика тревожности зависит от возраста. В основе ее возникновения лежит неудовлетворенность актуальных потребностей личности, которые также отличаются от возраста и мировоззрения человека.

Так, например, для раннего возраста ведущая потребность – общение с матерью. Для дошкольного – потребность в самостоятельности. Для младшего школьного – потребность быть значимым. Для подростков – заниматься социально значимой деятельностью и, по мнению других специалистов, межличностное общение со сверстниками. Для юношей и в дальнейшем – профессиональная и личностная самореализация.

Таким образом, объект тревоги может отличаться в зависимости от возраста. Так, например, если в раннем возрасте ребенок тяжело переносит разлуку с матерью, то в начальной школе тревожность может спровоцировать неудача в учебе, а в подростковом – непринятие классом. Однако для всех остаются актуальны потребности в еде, безопасности, сне.

В ответ на тревожность всегда включаются механизмы защиты и компенсации. Пущенная на самотек тревожность провоцирует развитие состояний паники и отчаяния. Это разрушает личность.

По традиции хочу обозначить несколько ключевых фактов, которые позволят лучше донести до вас суть феномена:

  1. Тревожность – реакция на страх (реальный или потенциальный), опасную для индивида (в его понимании) ситуацию.
  2. Тревожность – признак неблагополучия личности, внутреннего разлада.
  3. Тревожность сопровождается повышенной концентрацией внимания и избыточной моторной активностью.
  4. Тревожность бывает ситуативной (эмоция) и личностной (качество).
  5. Тревожности больше подвержены люди с психическими и соматическими расстройствами, отклонением в поведении или развитии; перенесшие психологически травмирующую ситуацию.
  6. Если испытывать иногда тревогу – это нормально, то с тревожностью нужно бороться.
  7. Если четко известен объект (темнота, одиночество), то это страх. Тревожность не имеет четких границ, хотя и тесно связана с первым определением.
  8. Проявления тревожности неоднозначны, реакции индивидуальны.
  9. Существует понятие полезной тревожности. Это ее уровень, необходимый для развития личности. Речь идет, например, о покушении на ценности индивида, без которых он не будет личностью в собственном представлении. То есть, говоря утрировано, прекратит жить и начнет существовать. Нормальная и полезная тревожность возникает в ответ на реальную угрозу, не является формой подавления внутреннего конфликта, не вызывает реакции защиты, может быть устранена произвольным изменением ситуации или своим отношением к ней.

Стоит отметить, что мотиватором тревожность может быть только в подростковом возрасте и старше. До этого она способна оказывать только разрушающий дезорганизующий эффект. Вместе с этим до подросткового возраста тревожности больше свойственен ситуативный характер (например, боязнь получить двойку за контрольную), а начиная с пубертатного периода – личностный. То есть качеством личности тревожность становится не раньше подросткового возраста. Если говорить о том, что проще корректируется, то, конечно, ситуативная тревожность.

На уровне нейронных процессов в мозгу тревожность представляет собой одновременное включение эрготропической и трофотропической систем, то есть одновременная работа симпатической и парасимпатической нервной системы. Организм получает одновременно противоположные реакции, например, учащение сердцебиения (симпатическая) и замедления (парасимпатическая). При этом симпатическая система все же несколько доминирует. От чего и возникают явления:

  • гиперреактивности;
  • беспокойства;
  • слюноотделения и так далее.

Особенности поведения высокотревожного человека

Не всегда сам человек осознает проблему, да и со стороны тревожность заметить сложно. Особенно если та маскируется, происходит компенсация или включается защитный механизм. Однако можно назвать несколько характерных отличий тревожного человека:

  1. Чрезмерно эмоциональные реакции на неудачи.
  2. Снижение работоспособности в стрессовых ситуациях или при сжатых сроках.
  3. Боязнь неудачи, преобладающая над стремлением к успеху.
  4. Ситуация успеха служит стимулом и мотивацией к деятельности, ситуация неуспеха – «убивает».
  5. Восприятие всего окружающего мира или многих объектов как опасных, хотя субъективно это не так.

Низкотревожные личности отличаются противоположными характеристиками. Так, например, ситуации неуспеха служат для них большим мотиватором, нежели успех. Однако низкая тревожность – обратная сторона медали, она также опасна для личности.

Более очевидными реакциями организма являются соматические признаки. При высоком уровне тревожности отмечаются:

  • кожные аномалии (зуд, сыпь);
  • изменение работы сердечно-сосудистой системы (гипертония, тахикардия);
  • нарушения дыхательной функции (одышка, асфиксия);
  • диспепсические расстройства (понос, изжога, метеоризм, запор, сухость во рту);
  • генитально-уринальные реакции (нарушение цикла у женщин, импотенция у мужчин, частое мочеиспускание, боли);
  • вазомоторные явления (потливость);
  • проблемы опорно-двигательного аппарата (боли, нарушение координации, скованность).

Тревожный человек склонен к профессиональному и эмоциональному выгоранию, более выраженному осознанию травмирующих факторов и опасностей (например, профессия хирурга); не удовлетворен собой, жизнью, профессией; ощущает безысходность, «загнанность в угол», «клетку»; депрессивен.

Причины тревожности

Тревожность часто берет свое начало в детстве. К возможным факторам, провоцирующим это явление, относится:

  • противоречивость позиций родителей, родителей и учителя, руководства на работе, собственных установок и действий (итог в каждом случае – внутриличностный конфликт);
  • завышенные ожидания (постановка самостоятельно слишком высокой для себя «планки» или излишняя требовательность родителей, например, популярное «учись на отлично»);
  • ситуации зависимости и принижения («Если ты расскажешь, кто разбил окно, то я прощу тебе прошлый прогул школы и ничего не скажу родителям»);
  • лишения, неудовлетворение актуальных потребностей;
  • осознание несоответствия возможностей и способностей;
  • социальная, финансовая или профессиональная нестабильность, неустойчивость.
Читайте также:  Грыжа позвоночника поясничного отдела симптомы у женщин

Виды тревожности

Каждый организм по-разному реагирует на постоянное беспокойство. Основываясь на этом, можно выделить несколько типов тревожности:

  1. Осознаваемая неконтролируемая. Дезорганизует жизнь человека.
  2. Осознаваемая контролируемая и компенсируемая. Служит стимулом для выполнения деятельности. Но часто это работает только в привычных ситуациях.
  3. Осознаваемая культивируемая тревожность. Человек пользуется своим положением и ищет выгоду, часто речь идет о манипуляциях.
  4. Неосознаваемая скрытая. Игнорируется или отрицается индивидом, может проявляться отдельными моторными действиями (например, закручивание волос).
  5. Неосознаваемая компенсаторно-защитная. Человек старается убедить себя, что все прекрасно. «У меня все в порядке! Мне не нужна помощь!»
  6. Уход от ситуаций тревожности. Если тревожность носит всеохватывающий характер, то нередко таким уходом является погружение в виртуальную сеть или зависимости, субкультуры, то есть уход от реальности.

Школьная тревожность, способы борьбы с детской тревожностью

В период получения основного образования часто встречается школьная тревожность. Она может возникнуть на фоне:

  • некорректно спроектированной или оформленной образовательной среды (помещения, зоны, объекты);
  • неблагополучных отношений с одноклассниками, учителями или другими участниками образовательного процесса;
  • больших нагрузок в рамках образовательной программы, высоких требований, частых экзаменов, рейтинго-балловой системы;
  • вытекающей из предыдущего фактора нехватки сил и времени;
  • некорректного поведения родителей (разрушающий стиль воспитания, завышенные или заниженные ожидания и требования);
  • смены школы.

В подростковом возрасте (средний и старший школьный возраст) на первый план выходят неудачи в социальных взаимодействиях (сверстники, учителя, родители). У детей младшего школьного возраста – проблемы в учебной деятельности.

Коррекция тревожности (как школьной, так и ситуативной, личностной) у детей предполагает несколько направлений:

  1. Просвещение родителей. Цель работы – повышение их психолого-педагогической грамотности. Важно понять роль влияния стиля воспитания на тревожность, под чем подразумевается характер требований и ожиданий. Во-вторую очередь родителям нужно уяснить влияние их эмоционального состояния на эмоции ребенка. Третий компонент – вера родителей в ребенка.
  2. Просвещение и при необходимости коррекция поведения педагога (то же актуально для родителей при домашнем обучении). Необходимо избегать публичных наказаний, не акцентировать внимание на ошибках как на чем-то страшном (на ошибках учатся, они полезны и необходимы). Как и в первом пункте, не передавать свою тревогу, не «выливать» на ребенка мусор и проблемы. Взаимодействовать с родителями. Проводить рефлексию действий.
  3. Работа с самими детьми. Создание ситуаций успеха, проработка ошибок и ситуаций, обсуждение волнующих тем.

Диагностика тревожности

Начать работу над тревожностью рекомендуется с ее четкого определения.

  1. Для диагностики взрослых я хочу посоветовать опросник Спилбергера. Методика максимально точно, на мой взгляд, позволяет разобраться с характером тревожности. Вы отвечаете на 40 суждений («да» или «нет», насколько это верно в отношении вас), а по итогу получаете четко измеренный уровень личностной и ситуативной тревожности. При высоком уровне рекомендуется работать по повышению уверенности в собственном успехе, при низком – над активностью и мотивацией.
  2. Определить школьную тревожность можно с помощью опросника Филлипса. Это обширная диагностика, выявляющая факторы (причины) тревожности, что очень важно для дальнейшей работы. Ребенок отвечает на утверждения методики (насколько они верны в его отношении), потом результаты интерпретируются согласно «ключу». Методика позволяет определить общую тревожность, переживание социального стресса в настоящий момент, переживания по поводу неудовлетворенной потребности в успехе, страх самовыражения, боязнь ситуаций проверки знаний, страх не соответствовать ожиданиям окружающих, низкий уровень физических возможностей противостоять стрессу, проблемы во взаимоотношениях с педагогом.

Коррекция тревожности

В борьбе с тревожностью важно учитывать ее характер (дезорганизатор или мотиватор), причины и вид. Вместе с этим большую роль играют особенности личности и возможности окружающей ее среды.

Самостоятельно бороться с тревожностью сложно. Даже при работе специалиста с клиентом часто возникает стена сопротивления, психологические барьеры. Даже если клиент хочет избавиться от тревожности, все равно часто сопротивляется. Стремление помочь воспринимается как покушение на безопасность и зону комфорта, которая несмотря на название значит «привычную зону». В данном случае привычно – не значит комфортно.

Тревожность тесно связана с застенчивостью и замкнутостью. Обычно последние возникают на фоне первого феномена. Однако бывает и наоборот.

Таким образом, для снижения уровня тревожности нужно работать над уверенностью в себе, формированием адекватной самооценки, избавлением от застенчивости. Если вы, дорогой читатель, вынуждены сами бороться с тревожностью, то вот вам несколько общих советов:

  1. Не переживайте по поводу того, что не произошло.
  2. Воспитывайте в себе направленность к компромиссам, сотрудничеству, взаимопомощи.
  3. Заботьтесь о своем психофизическом состоянии. Например, возьмите за правило делать утреннюю зарядку, не задерживаться на работе, научитесь говорить «нет» или наоборот помогать.
  4. Любите себя. Не бойтесь создавать комфортные для себя условия.
  5. Повышайте коммуникативные компетенции, учитесь общению, выходам из конфликтов.
  6. Учитесь саморегуляции. Банальный пример – досчитать про себя до 10.
  7. Никогда не замыкайтесь в себе.
  8. Найдите «отдушину». У каждого человека и даже животного должно быть свое место безопасности и удовольствия. Вы должны знать, что несмотря ни на что у вас есть это место (увлечение, люди). И даже если все будет «рушиться» вокруг вас, там вы найдете покой и поддержку.
  9. Разберитесь, из чего состоит ваша тревожность. Обычно это комплекс эмоций, среди которых страх – постоянный компонент. Могут встречаться такие варианты, как «страх, стыд и вина» или «страх, вина и гнев».

Запомните, пожалуйста, главный принцип тревожности. Чем больше вы переживаете, тем больше страдает качество деятельности. От этого еще больше развивается тревожность. Да, это замкнутый круг. Его в прямом смысле нужно разрывать.

В рамках психологической коррекции тревожности важная роль отводится саморегуляции. Эффективны такие способы:

  • переключение («это будет завтра, а сегодня я не буду об этом думать и прочитаю эту книгу»);
  • отвлечение (отстранение от тревожащего фактора за счет силы воли);
  • снижение значимости («Это всего лишь отчет. Да, он имеет публичный характер, но я уверена в своих силах, могу пояснить каждую фразу и цифру. Это всего лишь рассказ о проделанной работе. Такой же, каких было уже много на бумаге»);
  • продумывание плана Б (от цели отступать нельзя, как говорится, «в алфавите 33 буквы, а значит, у вас 33 плана»);
  • наведение дополнительных справок (вам дали незнакомый адрес – найдите его на карте, просмотрите визуализацию улиц, найдите ориентиры);
  • физическая разминка (спорт снимает стресс и усталость, расслабляет мозг, повышает его активность, способствует выработке новых идей и свежих взглядов на ситуацию);
  • временная отсрочка цели с модернизацией плана ее достижения, то есть включение новых этапов (например, пройти курсы повышения мастерства);
  • проигрывание предыдущих ситуаций успеха и гордости за себя или просто позитивных приятных моментов.
Читайте также:  Клиническая фармакология курс на эффективную и безопасную лекарственную терапию - Журнал «Вестник те

Ну, и напоследок еще кое-что. Взгляните на тревожность как на бессмысленную трату времени, сил и фантазии. Хотите выдумывать – пишите, рисуйте, сочиняйте. Или придумайте себе новое занятие.

Попробуйте записать на листе тревоги, которые вы испытывали хотя бы полгода назад. Вероятно, не вспомните. Или запишите нынешние тревоги, а через месяц прочтите. Скорее всего, ничего из них не осуществится, и тогда вы поймете, что зря придумывали.

Нет смысла тревожиться, нужно решать проблемы или менять свое отношение. Болит зуб – вылечите, удалите, идет снег – наденьте теплую обувь.

Итоги

Тревожность обуславливает поведение личности. Наиболее опасное последствие – явление выученной беспомощности. То есть четкая убежденность человека в собственной несостоятельности («У меня не получится, и пытаться не стоит», «Я не смогу стать диктором, так как даже читаю плохо»). От этого страдает личная и профессиональная жизнь, человек не может полноценно войти в общество и наладить самостоятельную жизнь.

Они стремятся отдать свою жизнь в чьи-то руки и плыть по течению. Часто такие люди живут с родителями или находят кого-то для «симбиоза». Еще хуже, когда занимают роль жертвы и терпят тирана рядом с собой, например, в виде супруга. На фоне тревожности часто также развиваются неврозы.

Главное оружие в борьбе с тревожностью – самосознание, то есть Я-концепция. Это представление человека о самом себе. Таким образом, для избавления от тревожности нужно работать над собой. Я-концепция включает в себя когнитивный, оценочный и поведенческий компонент. Нужно работать над всем, что имеет элемент «само»:

  • самооценка,
  • самоуверенность,
  • самоконтроль,
  • саморегуляция,
  • саморуководство,
  • самопринятие,
  • самокритика,
  • самоценность.

Таким образом, речь идет о личностном росте и обретении смысла жизни, идентификации себя и своего места в обществе.

Неопределенный и неопределившийся человек больше подвержен тревожности. А она в свою очередь еще больше разрушает «самость». Для избавления от тревоги нужно жить, а не существовать. Быть уникальной личностью с четкими убеждениями, планами, ориентирами. Таким образом, нужно работать над мировоззрением, расписывать жизненные планы (на месяц, год, пять лет, десять). Не думать, получится или нет, что произойдет. Просто действовать, будучи уверенным в своих силах и возможностях (конечно, планы и цели должны быть реальны). Трудности будут возникать всегда, идеального момента не бывает. Но апеллируя своими сильными сторонами, все барьеры можно преодолеть.

В заключение хочу порекомендовать очень хорошую книгу Г. Лорейн «Как развить силу ума». Теме тревожности в ней отведена целая глава. Что важно, это реальное практическое руководство по обретению контроля над своей тревожностью.

Благодарю за внимание! Желаю удачи. Я верю в вас!

Как снизить тревожность у взрослых

Тревожность – чувство, хорошо знакомое каждому. Определенный уровень тревоги – это совершенно нормальная реакция организма на происходящие вокруг человека ситуации. Именно она помогает мобилизовать силы и двигаться вперед.

Однако не всегда тревожное состояние имеет положительное влияние на человека. Если у взрослых отмечается беспокойство по необъективным причинам, постоянная мнительность, то стоит обратить особое внимание на свое здоровье.

Что такое повышенная тревожность, каковы ее причины, симптомы и как избавиться от нее?

Высокий уровень тревожности личности и как с ним бороться

Тревожность – эмоциональное переживание, связанное с чувством опасности, чрезмерного беспокойства и страха. Стоит отметить, что высокая степень тревожности может носить ситуативный характер, а может быть присуща личности человека.

Повышенный уровень тревожности личности – это склонность человека испытывать тревогу, основанная на его собственных индивидуальных чертах.

Такая тревожность проявляется не только в поведении человека. Она еще и создает определенный неблагоприятный фон для психики, который не лучшим образом отражается на жизнедеятельности организма.

Высокая тревожность у взрослых влияет на качество жизни. Таким особам сложно достичь успехов в карьере, личной жизни, во взаимоотношениях с людьми. Однако с этим можно бороться.

Как снизить высокий уровень личностной тревожности у взрослого?

Безусловно, без помощи врачей здесь не обойтись. Ведь психика человека – это очень тонкая вещь, работу с которой необходимо доверять только профессионалам. Будьте готовы к тому, что посещать врача придется не 2 недели, а гораздо дольше. Но жизнь без постоянного чувства тревожности того стоит.

Чувство ситуативной повышенной тревожности: симптомы и последствия

Существует и состояние повышенной тревожности, связанное с наступлением неблагоприятных ситуаций. Если такой синдром имеет большую временную продолжительность, то он не менее опасен, нежели высокая личностная тревожность.

Причины, вызывающие данное состояние, могут быть разнообразными. Это и увольнение с работы, и переезд в другой город, и проблемы во взаимоотношениях с родными и близкими.

Среди симптомов повышенной тревожности выделяют:

На психологическом уровне:

2. Чувство неопределенности и беспомощности.

3. Постоянное напряжение.

На физиологическом уровне:

1. Усиленное сердцебиение.

2. Скачки артериального давления.

3. Нарушения сна.

4. Учащенное дыхание.

Череда неудач, сопровождающаяся этими проявлениями, может привести к достаточно серьезным последствиям для здоровья человека. Чаще всего это провоцирует неврозы и депрессивные состояния.

Снижение тревожности у взрослых: как добиться нужного эффекта?

Уберечь себя от опасности наступления психических расстройств, к которым может привести чрезмерная тревожность, не просто можно, а нужно! Как справится с повышенной тревожностью?

Бороться с данным состоянием в одиночку не получится. В этом деле нужна помощь квалифицированных специалистов. Только они смогут найти правильный путь, благодаря которому вы избавитесь от чувства тревожности.

Чаще всего лечение носит комбинированный характер. Совмещение медикаментозного лечения и сеансов психотерапии дает наилучший эффект. Однако помните, что для хорошего результата необходимо пройти полный курс терапии. В противном случае, риск возобновления тревожного состояния достаточно велик.

На нашем сайте вы также узнаете о том, что такое хронический стресс, как восстановиться после него, какие существуют способы снятия стресса, а также почему постоянная тревога может привести к депрессии.

Настроение
в норме!

Стабилизирует настроение, существенно снижая амплитуду аффективных колебаний; подавляет тревогу, беспокойство, снижает эмоциональное напряжение и повышает приспособительные реакции и устойчивость
к эмоциональному стрессу. Обладает мягким антидепрессивным действием,
в тревожно-депрессивных случаях.

Читайте также:  Боли в горле при глотании лечение, причины, профилактика заболевания

НОРМОТИМ® – является источником лития с высокой биодоступностью (новая соль лития, обладающая уникальными свойствами), витамина С и витаминов группы В (В1, В6).

Препарат прошел добровольную
сертификацию по итогам клинических испытаний.

Тревожное расстройство как патология: причины и клинические проявления

Повышенная тревожность возникает как защитная реакция на стрессовые, агрессивные внешние факторы. Навязчивая или беспочвенная тревога у детей или взрослых значительно ухудшает качество жизни, нередко становится пусковым механизмом к развитию психоневрологических заболеваний.

Что такое повышенное чувство тревоги

Повышенная тревожность — высокая чувствительность человека к беспокойству, к стрессовым жизненным ситуациям. Состояние чаще регистрируется у детей дошкольного и старшего школьного возраста, а также у женщин с психоэмоциональной нестабильностью, сопутствующими неврологическими заболеваниями, душевными детскими травмами.

Незначительное повышение уровня стресса у человека рассматривается как индивидуальная черта личности, как особенность. Если стресс становится навязчивым, ухудшает качество жизни больного или окружающих, то говорят о психической патологии. Распространенность заболевания среди других аффективных расстройств составляет 33%, 25% приходится на детский возраст.

Причины и факторы риска

Тревожное расстройство у человека — склонность к чрезмерному ощущению страха, тревоги, ощущение опасности, сопровождается навязчивым предвидением угрозы, вплоть до развития панических атак. Если тревога обоснована, человек всегда расскажет ее причине, при патологии — первопричина никогда не определена. Существуют наиболее частые причины тревожности:

  • особенности и расстройства нервной системы любого генеза, формы;
  • особенности окружения, семьи;
  • повышенная психоэмоциональная нагрузка, стрессовый фактор;
  • перенесенные ранее стрессы и потрясения, связанные с угрозой жизни (человек мог быть свидетелем трагедии, ему стало известно о происшествии);
  • тяжелые заболевания внутренних органов, сопряженные со стойким нарушением водно-электролитного баланса, гипоксией мозга;
  • соматические заболевания;
  • гормональный сбой;
  • алкоголизм;
  • меланхоличный тип личности;
  • очень сильные травмы головного мозга, менингеальные инфекции.

Основная роль приходится на ранний детский возраст. Тревожность может развиваться гораздо позже, спустя десятилетия. Состояние развивается при неблагополучной среде развития ребенка, нестабильных отношениях с родителями. Спровоцировать патологический процесс могут некоторые медикаментозные препараты для лечения диабета, некоторых заболеваний щитовидной железы, психических расстройств (как побочное действие).

Классификация

Классификация позволяет определиться с характером заболевания, фобии, тактикой ведения пациента. Если на детскую тревожность более влияют возрастные хронологии, то у взрослых важно учитывать сферу возникновения, степень воздействия на психику, выраженность, формы:

  1. По воздействию. Клиницисты выделяют мобилизующую и расслабляющую тревожность. В первом случае, человеческий организм возбуждается, готовится к опасности, во втором происходит парализация воли, человек не в состоянии адекватно оценить степень опасности.
  2. Сфера появления. Повышение тревожности возникает в зависимости от окружающего мира. Выделяют учебную, социальную, межличностную тревожность, проблема выбора. Патология нередко становится причиной низкой самооценки, неадекватных требований к окружающим. Вызывать стресс может обычная проблема выбора в любом месте пребывания, отсутствует возможность контролировать эмоции.
  3. По выраженности. Существует пониженная тревожность (человек недооценивает даже реальную потенциальную угрозу), оптимальная (тревожность у человека сопровождается мобилизацией ресурсов организма к сопротивлению опасности), повышенная (возбудимость и страх возникают без повода, провоцируют панику, а при реальной опасности развиваются истерики, парализующий страх).

Состояние требует особого внимания, так как оба состояния несут угрозу не только психоэмоциональному здоровью человека, но и его жизни, если опасность для жизни действительная.

За какими болезнями может скрываться

Диагностика состояния у детей и взрослых является сферой деятельности психоневрологов, клинических психологов, психиатров. Окончательный диагноз ставят на основании физикального осмотра, опроса, тестов, оценки шкалы тревожности, изучении жизненного и клинического анамнеза.

Увеличение уровня стресса, тревоги следует дифференцировать от депрессивных состояний, реакции дезадаптации, начальной стадии шизофрении, а также от прочих психиатрических заболеваний, обусловленных развитием фобий, навязчивых мыслей и состояний.

Что такое шкала тревожности?

Шкала тревожности по Спилбергеру — уровень стресса, информативный метод диагностики тревожных состояний на текущий момент (при реактивном возбуждении) и колебаний личностной тревожности человека. Люди с высокотревожным восприятием любого стресса постоянно находятся в напряжении, а тест укажет максимальное количество баллов.

Как и почему появляются признаки тревоги?

Тревога — нормальное состояние, запускающее механизм самосохранения. Клиницисты выделяют не только психологические нарушения во время стресса, но и реальные физические ощущения. Психологические симптомы повышенной тревоги:

  • частые переживания, предчувствия, незащищенность;
  • нарушение сна, снижение активности;
  • необоснованный страх за близких, чувства страха, душевной тяжести;
  • страх перед новой обстановкой;
  • сложность в общении с окружающими;
  • снижение работоспособности, нарушение концентрацией мысли — все поле мыслей занимает тревога (больные постоянно испытывают стресс, боятся делать лишние действия);
  • неадекватная самокритичность, плаксивость.

Перед возбуждением происходят и другие изменения. Физически заболевание проявляется потливостью, покраснением лица и шеи, учащением дыхания, пульса, сердцебиения, появлением кома в горле, вздутием живота и разжижением стула. Внешне человек выглядит напряженным, нервным, сжимает кулаки, теребит пуговицы, одежду, собственные пальцы, грызет ногти.

Связаны ли депрессия и тревожность

Если отождествлять термины «повышенная тревога» и «депрессия», то следует говорить о тревожно-депрессивном расстройстве личности. Депрессия может сопутствовать повышенному уровню тревоги, как и быть следствием патологического состояния. Депрессии нередко сочетаемы с большинством психических заболеваний, дополняют и усугубляют состояния психики. Избавиться от навязчивой тревоги можно только с помощью специалистов.

Что будет, если не лечиться.

Повышенный уровень тревоги без адекватного лечения приводит к серьезным расстройствам психики в дальнейшем, особенно у больных в особой группе риска. У детей при длительном течении формируется обсессивно-компульсивный невроз, многочисленные фобии, психастеническая акцентуация характера.

Подростки изменяют поведенческие реакции. Расстройство у взрослых нарушает обычный ритм жизни, навязчивые состояния затрудняют адекватную социализацию, возможно появление суицидальных мыслей. При отсутствии лечения больные запираются дома, лишают себя общения, погружаются в глубокие депрессии, иногда становятся алкоголиками.

Результаты лечения при соблюдении врачебных рекомендаций стабильны, сохраняются длительное время. Опасно оставлять симптомы без внимания во избежание серьезных осложнений. На сайте много комментариев и ответов на запросы больных со схожими симптомами, отзывов от лечения. Получить информацию о состоянии помогут статьи, однако требуется и консультация специалиста. Если больной сможет справиться с негативными эмоциями, начнет контролировать мысли, то степень возбуждения значительно снизится.

Тревожное расстройство — серьезное психиатрическое заболевание, требующее обязательной коррекции. Профилактика заключается в своевременной диагностике, точном диагнозе, адекватной медикаментозной или психотерапии, раннем обращении к врачу. Осложнения патологического состояния всегда осложняют лечение, нередко носят необратимый характер.

Ссылка на основную публикацию
Как избавиться от тошноты быстро в домашних условиях
Как избавиться от тошноты и рвоты: в домашних условиях народными средствами Доступные средства из копилки народной медицины, грамотно подобранные и...
Как избавиться от зубной боли в домашних условиях
Болят зубы при беременности: что делать Зубная боль – явление отнюдь не редкое во время беременности. И даже если вы...
Как избавиться от менструальной боли 10 способов EverydayMe Russia
Менструальные боли - как от них избавиться Менструальные боли — это болезненные ощущения различной интенсивности. При этом болевой синдром в...
Как избавиться от тревоги и страхов — объясняет Андрей Курпатов
Как избавиться от тревожности: советы психолога Сегодня мы поговорим о том, что такое тревожность, и как с ней справиться. Если...
Adblock detector