Шизоидное расстройство личности
Общие сведения
Шизоидное расстройство личности – относительно тотальное и стабильное заболевание психики, при котором наблюдается слабость привязанностей, различных социальных и других контактов, склонность к фантазированию и самокопанию, отшельническому образу жизни. При таком расстройстве особам сложно проявлять свои чувства, возникают признаки аутистической личности: они ограничены в эмоциональных проявлениях и способности получать удовольствие, например, ощущать счастье.
Такое психическое отклонение еще называется шизоидной психопатией. Это связано с её схожестью с шизоидным расщеплением психического состояния как в случае шизофрении. Больные постоянно избегают эмоционального насыщенного общения, предавая взаимоотношениям чересчур теоретизированного окраса. Замыкаясь и уходя в себя, люди практически постоянно проводят свою жизнь в одиночестве и фантазиях. Таким «интровертам» не нужны близкие друзья или сексуальные контакты, и даже элементарные социальные взаимодействия, они очень избирательны в общении. Но главное отличие от шизофреников в том, что не теряется способность распознавания реальности.
Патогенез
Шизоидная личность при общении с себе подобными ощущает дискомфорт и начинает отдаляться от общества, замыкаться внутри себя и внутри своих фантазий. Связи с окружающими становятся все более редкими и эмоционально не окрашенными. Поначалу может казаться, что у человека аутизм, так как изначально это термин был введен для описания такого состояния как «шизоидная психопатия». Но в данном случае отсутствует «аффективный резонанс» и переживания за других людей, при этом внутренняя парадоксальность и противоречивость состояния не дает возможности корректно проявлять и передавать внутренние ощущения. Люди не становятся слишком ранимыми, они просто не способны адекватно проявлять эмоции и находить способы общения.
Классификация
Теодор Миллон и другие ученые выявили несколько подтипов шизоидного расстройства:
- феномен «секретного» шизоида, отличающегося от классического, возможностью играть активные социальные роли, демонстрирует большие чувства и отличные взаимоотношения, при этом не вовлекая в свою настоящую личность и этот процесс не испытывает настоящих переживаний;
- присоединение характеристик депрессивного расстройства личности у «вялого шизоида» — имеет выраженную инертность, чрезвычайно низкий уровень активности, отличается флегматичность, апатичностью, медлительностью, истощенностью, ослабленностью, страдает от хронической усталости;
- черты «дистанционного шизоида» схожи с тревожным и шизотипическим типам расстройства личности отличаются стремлением отгородиться от общества, замкнуться и жить в затворничестве, с навязчивым чувством одиночества, разобщенности и изолированности;
- «деперсенализированные шизоиды»в то же время разобщены в отношении самого себя, считая себя чем-то бесплотным и отдаленным от общества, его тело и сознание разъединены, расщеплены и даже можно сказать диссоциированы;
- «безэмоциональному шизоиду» присущи черты обессивно-компульсивного расстройства и проявляются в виде эмоциональной холодности, сухости, неотзывчивости, чрезмерной сдержанности, безразличности, невозмутимости, не возбудимости, безжизненности, угрюмости, все эмоциональные проявления сведены к нулю.
В целом, шизоидный «темперамент» может отличаться в зависимости от состояния психэстетической пропорции – отношения анеэстетических к гиперэстетическим элементам, а точнее – превалированием отсутствия эмоционального интереса к окружающему миру и безразличием над повышенной чувствительностью и уходом в мир грез.
Равнодушие и слабо выраженная боязливость, а также холодность и враждебность, бурное желание, чтобы человека оставили в покое – характеристики, которые могут сочетаться по-разному и в разных комбинациях. Это может проявляться, как в виде застенчивости и нежной тревоги, так и переходить в угрюмость, причудливую тупость, ироничность и мизантропию.
Причины
Формирование аномального шизоидного типа личности вызвано его пограничным уровнем развития организации с невротическими и психотическими чертами. Характерной опорой становится защитное тотальное фантазирование, как способ уйти от реальности. Психологическим способом защиты также становится интеллектуализация, сублимация и проекция.
В основе развития шизоидной психопатии лежат межличностные конфликты, проблемы сближения с людьми, а также прочие биологические и генетические факторы. Считается, что на формирование у ребенка шизоидного расстройства также влияет:
- действие противоречивых «двойных сигналов» и жестоких методов воспитания, психотравмы и шизофренические психопатические реакции;
- раздражение и отвращение от жизни, субъективная нетерпимость реальности и повышенная чувствительность к окружающему миру;
- неспособность принимать или проявлять любовь, отношение окружающих;
- дисгармония собственного «Я», неуверенность, отсутствие самоуважения и невозможность создать вокруг себя создать благоприятное комфортное пространство;
- генетическое сродство с шизофренией, диагноз шизойдной психопатии часто ставят особам, у которых в семьях были шизофреники.
Симптомы шизоидного расстройства личности
Первыми шизоидное расстройство личности описали ученые-психиатры Э. Бейлер и Э. Кречмер еще вначале прошлого столетия. Они отмечали у таких особ преобладание жизни внутри личности, отстранение от окружающего мира и дезадаптивные симптомы. П.Б. Ганнушкин называл их «мечтателями», ведь пациенты были склонны к постоянному фантазированию. Главными признаками шизоидного расстройства личности считаются:
- асоциальное поведение – избегание общения с другими людьми в связи с отсутствием внутренней мотивации и желания взаимодействовать с ними, а также совершение поступков, которые не соответствуют нормам здорового общества, в т.ч. предпочтение странной одежды, неопрятности, разговоров с самим с собой, нежелания ходить на свидания и строить семью, отсутствие реакций на похвалу или критику;
- ангедония – сниженная или утраченная способность наслаждаться жизнью, которая обычно вызвана спадом активности и целеустремленности для достижения удовольствий, субъект не испытывает удовольствия от любых социальных действий и активности;
- отсутствие эмоционального окраса может проявляться в виде холодности к близким (уплощенной аффективности), монотонной безэмоциональной речи, не изменяющегося выражения лица, невозможности установить зрительный контакт, вызвать улыбку, смех,гнев или грусть;
- преобладание «жизни» в грезах, человек увлечен фантазированием и интроспекцией;
- наличие оригинального, порой даже странного хобби, к которому шизоид относится с особым трепетом, наблюдается некая эмоциональная дисгармония, когда чувствительность и ранимость на счет собственных интересов преобладает над безразличием к проблемам других.
Кроме того у больных могут наблюдаться признаки нарциссизма, интроверсии, регрессии, деперсонализации. Человек утрачивает аффект (способность проявлять эмоции и чувства), он считает себя самодостаточным и обладает неким чувством превосходства.
Анализы и диагностика
Помимо склонности к одиночеству для постановки диагноза психиатру необходимо изучить и выявить прочие поведенческие аспекты, например, психологическую негибкость и социальную дезадаптивность, ухудшение протекания психофизиологических функций. Существует целый рад критериев, которые помогают идентифицировать расстройство личности:
- у больного нарушено гармоническое состояние личностных позиций, поведения, с вовлечением нескольких сфер деятельности;
- аффективность возбудимость мышления, контроля побуждений и процессов восприятия, соответствия социальным нормам с учетом особенностей различных культур;
- аномальный стиль жизни возникает в детском или подростковом периоде, охватывает все адаптивные, личностные и социальные явления, сохраняется в зрелости и отличается стабильностью с нарастанием проявлений личностного дистресса без эпизодичности как при других психических заболеваниях;
- социальная и продуктивная продуктивность в большинстве случаев нарушена;
- отсутствуют близкие друзья или доверительные связи, а также стремление к их возникновению.
Причиной госпитализации может становиться ипохондрическое, депрессивное и паническое состояние, наврастения, невроз и наличие стойких параноидальных идей. Помимо изучения анамнеза и симптомов проводят дифференциальный диагноз с шизофренией, биполярным, параноидным и депрессивным расстройством, а также проводят тесты на шизоидное расстройство личности.
Тест на шизоидное расстройство личности
Тест обычно состоит из 74 вопросов и пытается выявить:
- влияние СМИ, многолюдных мест, других особ, чрезвычайных сил на внутренне состояние и поведение человека;
- способность выражать истинные чувства, создавать различные близкие и другие общественные контакты;
- как человек реагирует на сверхъестественное, ясновидение, телепатию, мысли в голове, желание быть в одиночестве;
- как другие, по его мнению, субъективно оценивают его эксцентричность, личную жизнь, скрытность, безэмоциональность, недоверие, обсуждают поведение;
- склонность к преувеличению интереса к его личности, скрытность, фантазии;
- желания и стремления человека при взаимодействии с другими, чаще выражающееся в холодности и отстраненности.
Лечение
Особам, имеющим шизоидное расстройство личности в первую очередь нужна помощь психоаналитически ориентированного терапевта и подкрепление медикаментозной терапией. Лечение обычно проводят амбулаторное.
Психоаналитическая терапия рекомендуется длительная, так как имеет множество трудностей. Например, с шизоидом трудно установить контакт, доверительные отношения и вовлечь его в процесс психотерапии. В то же время клиент может переходить на абстрактно-теоретические темы, размышления, оторванные от реальности, чем увлечет терапевта и сменит манеру и тактику общения. У многих больных нет мотивации для лечения, им трудно «выражаться нормально и понятно» для психоаналитика, что в итоге не дает никаких результатов.
Тест Леонгарда — определение типа личности online.
Если Вы согласны с утверждением, выделите «Да», если не согласны — «Нет».
Психотерапия онлайн
Галина:
Илья Юрьевич! Спасибо огромное за Ваши сессии, в которых мне посчастливилось принять участие. Благодаря им, я стала уверенней во многих вопросах и ситуациях, которые раньше вызывали тревогу и обеспокоенность. Вы научили меня справляться с этим за короткий временной интервал. Приятно иметь дело с профессионалом высокого уровня!
Анна:
Илья Юрьевич, трудно подобрать слова, чтобы выразить вам свою благодарность за вашу помощь. Я вспомнила, в каком состоянии и с какими мыслями встречала прошлый год, 2017. Помню те чувства горечи, тревоги, которые не выходили из меня ни в каких обстоятельствах. Наконец-таки, я оставила это желание саморазрушения и теперь могу дышать по-другому. Спасибо вам!
Владимир:
Спасибо большое за консультацию! Действительно я замечал, что воспоминания всплывают в то время, когда у меня плохое настроение или раздражительность, но я не мог понять, что это защитный механизм. Постараюсь при его следующем появлении рассуждать уже о том, что же именно вызывает раздражение, вместо того, чтобы погрузиться в воспоминания.
Татьяна:
Спасибо, Илья Юрьевич, за консультацию. Действительно, она позволила взглянуть на мою жизненную ситуацию под другим углом. Еще раз спасибо!
Дарья:
Большое спасибо за помощь! Я очень рада, Вы помогли мне понять себя и указали мне новый путь, чтобы улучшить свою жизнь!
Ещё отзывы.
Расширенный опросник Шмишека
Стандартная, наиболее распространенная версия теста Леонгарда-Шмишека состоит из 88 вопросов.
Впервые русскоязычная адаптация выполнена В. М. Блейхером в 1973 году.
Существует большое количество более поздних вариантов перевода опросника, здесь приведен один из них.
Пройти тест Леонгарда-Шмишека, 88 вопросов
Расширенная версия состоит из 98 (или 97, в зависимости от источника) вопросов.
Дополнительно введена шкала искренности ответов.
Пройти расширенный тест Леонгарда-Шмишека, 98 вопросов
Адаптация детской версии выполнена И. В. Крук в 1975 году.
От взрослого варианта отличается только формулировкой вопросов.
Пройти детский вариант теста Леонгарда-Шмишека, 88 вопросов
В качестве результатов во всех версиях приводятся:
- значения десяти шкал акцентуаций с краткими интерпретациями;
- подробные описания акцентуированных типов личности;
- возможные интерпретации сочетаний шкал по книге Ю. В. Кортневой.
Особенности реализации:
- краткие и подробные результаты, приводится интерпретация сочетаний шкал;
- удобная онлайн-версия: ответы в один клик, большие кнопки для тач-экранов;
- доступны все подробности расчётов для использования в учебных целях;
- для каждого результата формируется короткая ссылка, которой можно поделиться;
- совершенно бесплатно и анонимно, регистрация не требуется.
Это, пожалуй, самая популярная книга по психиатрии. Ее автор, К. Леонгард (1904-1988), выдающийся немецкий психиатр, невролог, психолог, известен широкой публике, прежде всего, как автор концепции об «акцентуациях характера». Данное понятие не только прочно укоренилось в лексиконе специалистов, но и в некоторой степени стало достоянием той части читающей аудитории, которую принято называть «мыслящей» и «интересующейся».
Рассказывая об акцентуированных личностях – здоровых людях, но стоящих близко к границе между нормой и патологией, Леонгард выбрал такой стиль изложения и построения материала, благодаря которому книга тоже оказывается на границе между серьезной научной монографией и работой, предназначенной для широкой публики.
Написанная живым языком, с пояснением имеющейся терминологии, книга представляет интерес как для специалистов, прежде всего психологов и психиатров, студентов медицинских, психологических, педагогических вузов, так и всех интересующихся проблемами психологии личности.
В основе интерпретативного подхода лежит принцип использования психометрического парадокса, позволяющий успешно работать с неустойчивыми данными, высоко нагруженными по социальной желательности.
Практическое руководство по тесту Леонгарда-Шмишека содержит подробное описание методики, отдельных шкал и их сочетаний. В рабочих материалах содержится текст опросника, приводятся примеры интерпретации профилей в рамках консультативной ситуации.
Руководство адресовано профессиональным психологам и студентам, получающим подготовку в области психодиагностики, а также специалистам, работающим в области консультирования и ассесмента.
В учебнике раскрывается специфика работы практического психолога. Учебник состоит из трех частей.
В первой части приводится методика типичных диагностических процедур, рассматриваются психометрические основы психодиагностики .многомерные методы анализа и интерпретации данных, роль ЭВМ в психодиагностике.
Во второй части приводится характеристика межличностных отношений, продемонстрирована связь коррекционных и терапевтических процедур применительно к социально-психологическим проблемам.
Третья часть приводит сведения о развитии и современном состоянии психодиагностики личности и образовательных систем. В практикумах и приложениях дан широкий перечень диагностических средств, предложены рекомендации по психокоррекции и развитию личности и групп.
Учебник адресован студентам высших учебных заведений, будет полезен и практическим психологам.