Сложная двигательная реакция 3

Сложные двигательные реакции.

Различают реакции на движущийся объект и реакции выбора.

Реакция на движущийся объект — реагирование на нестандартно перемещаемый объект (например, мяч, оружие, движение руки или ноги противника в рукопашном единоборстве и т.д.).

Быстрота реакции на движущийся объект при внезапном его появлении составляет 0,18—1,00 с.

Примерные упражнения для тренировки быстроты реакции на движущийся объект

  • 1. Неточные передачи мяча в парах.
  • 2. Передача мяча в гимнастическую стенку с расстояния 3—4 м и ловля его после отскока.
  • 3. Эстафетный бег (например, восемь этапов по 50 м) с передачей палочки партнеру по команде.
  • 4. Ловля неожиданно появляющегося мяча.
  • 5. В парах: ловля и передача двух-трех мячей одновременно.
  • 6. Подвижные игры скоростной направленности (например, «Салки», «Подвижная цель», «Охотники и утки» и др.)
  • 7. Спортивные игры: бадминтон, настольный теннис, баскетбол, волейбол и др.
  • 8. Различные виды единоборств (защитные действия против ударов руками и ногами, учебно-тренировочные схватки).

В процессе совершенствования реакции на движущийся объект рекомендуется постепенно усложнять упражнения за счет увеличения скорости перемещения и внезапности появления объекта, уменьшения размеров мяча и игровой площадки, сокращения дистанции в единоборствах и т.п.

Реакция выбора — способность в ходе реагирования срочно выбрать из нескольких возможных ответных действий одно, адекватное возникшей ситуации. Большое значение она имеет в рукопашном единоборстве и играх.

Совершенствование реакции выбора осуществляется по двум направлениям.

  • 1. Формирование у занимающегося умения предугадывать наиболее вероятные действия соперника по его позе, подготовительным движениям, обшей манере поведения, взгляду и т.п. Для этого занимающегося приучают реагировать вначале на явно утрированные действия соперника, постепенно приближая их к естественным.
  • 2. Постепенное увеличение числа возможных ситуаций. Например, вначале совершенствуется ответ на одно, заранее известное действие соперника, затем — на два движения соперника, производимые в разной последовательности, потом — на три и т.д. Занимающийся обязан во всех случаях реагировать наиболее целесообразными ответами.

В дальнейшем можно постепенно увеличивать скорость действий соперника, чтобы находить не только оптимальный выбор своих ответных действий, но и развивать быстроту их выполнения, доводя ее до максимально возможной.

Быстрота одиночного двигательного действия проявляется в способности с высокой скоростью выполнять отдельные двигательные акты. Например, скорость движения руки при ударе в боксе, уколе в фехтовании и др.

Быстрота одиночного движения зависит от целого комплекса факторов: динамической силы, гибкости, техники выполнения упражнений, умения расслабляться по ходу движения, волевых усилий. Поэтому в процессе занятий необходимо постоянно совершенствовать каждый из указанных факторов.

Для развития быстроты выполнения одиночных двигательных действий используют эффект «ускоряющего последействия» и варьирование отягощений.

Быстрота движений может временно увеличиваться под влиянием предшествующего выполнения движений с отягощениями (например, выпрыгивание с отягощением на плечах перед прыжком через вертикальное препятствие, метание утяжеленного спортивного снаряда перед метанием спортивного снаряда обычного веса и т.п.). Механизм этого эффекта заключен в остаточном возбуждении нервных центров, сохранении двигательной установки и других следовых процессах, интенсифицирующих последующие двигательные действия. При этом может значительно сокращаться время движений, возрастать степень ускорений и мощность производимой работы.

Однако подобный эффект наблюдается не всегда. Он во многом зависит от веса отягощения и последующего его облегчения, числа повторений и порядка чередований обычного, утяжеленного и облегченного вариантов упражнения.

Читайте также:  Эпидемиологический надзор -Корь и ее профилактика

Примерные упражнения, развивающие быстроту выполнения одиночных двигательных действий.

  • 1. Пирамиду из двух баскетбольных мячей удерживать двумя руками — одной сверху, другой снизу. Быстро поменять руки местами, стараясь не разрушить пирамиду.
  • 2. Стойка ноги врозь, удерживая баскетбольный (волейбольный) мяч двумя руками между ногами, правой — спереди, левой — сзади. Быстро поменять положение рук, не давая мячу упасть на пол.
  • 3. Выпад левой (правой) ногой вперед, удерживая мяч двумя руками между ногами. Отпустить мяч, хлопнуть в ладони перед собой и поймать мяч, не дав ему упасть на пол.
  • 4. Теннисный мяч в правой руке. Подбросить мяч вверх, выполнить хлопок в ладони за спиной и поймать мяч. То же левой рукой.
  • 5. Метание теннисного мяча в пол на максимальную высоту отскока.
  • 6. Метание теннисного мяча в стену и пол на максимальную дальность отскока.
  • 7. То же упражнение, но предварительно выполнив несколько бросков набивного мяча (3 кг) на дальность двумя руками из-за головы (в парах).

38. Методика воспитания быстроты двигательных реакций. (простой и сложной двигательной реакции).

Простая – ответ заранее известным движением на заранее известный сигнал(старт в ответ на выстрел стартового пистолета). Быстрота простой реакции определяется по так называемому латентному периоду реакции временному отрезку от момента проявления сигнала до момента начала движения.

Основной метод при развитии быстроты реакции — метод повторного выполнения упражнения. Он заключается в повтор¬ном реагировании на внезапно возникающий (заранее обуслов¬ленный) раздражитель с установкой на сокращение времени реа¬гирования.

Упражнения на быстроту реакции вначале выполняют в об¬легченных условиях (учитывая, что время реакции зависит от сложности последующего действия, ее отрабатывают

отдельно, вводя облегченные исходные положения и т.д.). Например, в лег¬кой атлетике (в беге на короткие дистанции) отдельно упражня¬ются в скорости реакции на стартовый сигнал с опорой руками о какие-либо предметы в положении высокого старта и отдельно без стартового сигнала в быстроте выполнения первых беговых шагов.

Для совершенствова¬ния быстроты простой двигательной реакции применяют уп¬ражнения на быстроту реагирования в условиях, максимально приближенных к соревновательным, изменяют время между предварительной и исполнительной командами (вариативные ситуации).

Простые реакции обладают свойством переноса: если человек быстро реагирует на сигналы в одной ситуации, то он будет быс¬тро реагировать на них и в других ситуациях.

Сложная – реакция выбора, когда из нескольких возможных действий требуется мгновенно выбрать 1 адекватную данной ситуации. Реакция на движущийся объект(мяч, шайбу).

Сложные двигательные реакции встречаются в видах деятель¬ности, характеризующихся постоянной и внезапной сменой си¬туации действий (подвижные и спортивные игры, единоборства и т.д.). Большинство сложных двигательных реакций в физичес¬ком воспитании и спорте — это реакции «выбора» (когда из не-скольких возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, адекватное данной ситуации) и реакции на движущийся объект.

Воспитание быстроты сложных двигательных реакций связано с моделированием в занятиях и тренировках целостных двигатель¬ных ситуаций и систематическим участием в состязаниях. Однако обеспечить за счет этого в полной мере избирательно направлен¬ное воздействие на улучшение сложной реакции невозможно. Для этого необходимо использовать специально подготовительные уп¬ражнения, в которых моделируются отдельные формы и условия проявления быстроты сложных реакций в той или иной двига¬тельной деятельности. Вместе с тем создаются специальные усло¬вия, способствующие сокращению времени реакции.

Читайте также:  Ангина фото горло у детей лечение

32. Метод круговой тренировки.

Представляет собой последовательное выполнение специально-подобранных ФУ, воздействующих на различные мышечные группы и функциональные системы по типу непрерывной или интервальной работы. Для каждого упражнения определяется место, которое называется станцией. Обычно в круг включается 8-10 станций. Данный метод используется для воспитания и совершенствования практически всех физических качеств.

Круговой м. явл. организационно – методической формой работы кот. предусматр. поточное, последов. вып. специально проработанного комплекса упр.для развития комплексных форм физ.качеств. Выдел. варианты кр.тр.:

1.по м.длительного неприрывного упр.(развитие общей и силовой выносливости)

2.по м.экстенсивного интервального упр.(соверш. общей и силовой выносливости, скоростно-силовых качеств)

3.по м.интенсивного интервального упр.(скоростная сила, общая и силовая выносливость)

4.по м.повторного упр.(макс.сила и скоростная выносливость)

5.по м.комбинированного упр.

. Хар-ка методов упражнения со стандартной нагрузкой (метод равномерного упр-я, метод повторного упр.)

Равномерный метод – хар-ся выполнением ФУ непрерывно с относит постоян интенсивностью, скоростью, темпом, амплитудой работы.

— метод длит равномер работы;

— метод кратковрем равномер работы.

Повторный метод- хар-ся многократным выполнением упр-я через интервалы отдыха в течении кот происх достаточно полное восст-ние работос-ти.

Сложная двигательная реакция

Скоростные способности – это комплекс морфо-функциональных свойств человека, обеспечивающих выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий отрезок времени.

Раз­личают элементарные и комплексные формы проявления скоро­стных способностей. К элементарным формам относятся быстро­та двигательной реакции, быстрота одиночного движения, частота (темп) дви­жений.

Все двигательные реакции, совершаемые человеком, делятся на две группы: простые и сложные. Простая реакция представляет собой латентное время реагиро­вания известным движением на заранее обусловленный сигнал (старт в беге на выстрел или команду). Ла­тентное время простой реакции у взрослых, как правило, не пре­вышает 0,3 сек. Простая двигательная реакция имеет большое значение в тех видах двигательной деятельности, где результат во многом зависит от быстроты начала движения (спринт, игры, стрельба, фехтова­ние). В обычной жизни также встречается немало случаев, тре­бующих мгновенного реагирования, особенно в экстремальных ситуациях – на транспорте, производстве и т.п.

Сложная двигательная реакция делится на два вида:

– реакция на движущийся объект (например, на полет мяча);

– реакция с выбором, связанная с необходимостью выбора из не­скольких возможных вариантов одного наиболее подходящего дей­ствия.

Сложные двигательные реакции встречаются в видах спорта, характеризующихся постоянной и внезапной сменой ситуации действий (спортивные игры, единоборства, горнолыжный спорт и т.д.). Большинство сложных двигательных реакций в физичес­ком воспитании и спорте — это реакции «выбора» (когда из не­скольких возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, адекватное данной ситуации).

В ряде видов спорта такие реакции одновременно являются реакциями на движущийся объект (мяч, шайба и т.п.).

Быстрота одиночного движения определяется временным интервалом, затраченным на его выполнение (например, удар в боксе).

Частота, или темп, движений – это число движений в единицу времени (например, число беговых шагов за 10 сек.).

В простых реакциях наблюдается значительный положительный перенос скоростных способностей. Человек, обладающий хорошей реакцией в од­них ситуациях, может великолепно реагировать в любых других, однако между разными элементарными формами прямой связи не существует. К примеру, человек с хорошей двигательной реакцией не обязательно проде­монстрирует высокий темп движений и наоборот.

Читайте также:  Что вызывает носовое кровотечение Еженедельник АПТЕКА

Комплексные формы проявления скоростных способностей наблюдаются в сложных двигательных актах, для которых характерно сочетание элементарных форм проявления скоро­стных способностей с другими двигательными способностями (силовыми, координационными и др.).

К таким комплексным формам проявления относятся:

способность быстро набирать скорость на старте до максимально возможной (стартовый разгон в спринтерском беге, конькобежном и гребном спорте, рывки в игровых видах спорта и т.п.);

способность к достижению высокого уровня дистанционной скорости (в спринтерском беге, плавании и других циклических видах спорта);

способность быстро переключаться с одних действий на другие и т.п.

Уровень развития и проявления скоростных способностей зависит от следующих факторов:

1. Подвижности и лабильности нервных процессов, т.е. скорости перехода нервных центров из состояния возбуждения в состояние торможения и обратно.

2. Соотношения различных мышечных волокон, их эластичности, ра­стяжимости.

3. Эффективности внутримышечной и межмышечной координации.

4. Генетические данные человека. По данным научных исследований, быстрота простой реакции примерно на 60—88% определяется наследственностью, а скорость, проявляемая в целостных двигательных актах, беге, зависит примерно в равной степени от генотипа и среды (40—60%)

5. Степени развития волевых качеств, силовых и координационных спо­собностей, гибкости.

6. Энергетических запасов в мышце (содержания аденозинтрифосфорной кислоты в мышцах, скорос­ти ее расщепления и ресинтеза).

7. Возраста и пола.

Наиболее благоприятными периодами для развития скорост­ных способностей как у мальчиков, так и у девочек считается возраст от 7 до 11 лет. Несколько в меньшем темпе рост различных показателей скорост­ных способностей продолжается с 11 до 14—15 лет. К этому возрасту фактически наступает стабилизация результатов в пока­зателях быстроты простой реакции и максимальной частоты дви­жений. Целенаправленные воздействия или занятия разными ви­дами спорта оказывают положительное влияние на развитие ско­ростных способностей: специально тренирующиеся имеют пре­имущество на 5—20% и более, а рост результатов может продол­жаться до 25 лет.

Половые различия в уровне развития скоростных способнос­тей невелики до 12—13-летнего возраста. Позже мальчики начи­нают опережать девочек, особенно в показателях быстроты цело­стных двигательных действий (бег, плавание и т.д.).

Скоростные способности весьма трудно поддаются развитию. Возможность повышения скорости в локомоторных цикличес­ких актах весьма ограничена. В процессе спортивной тренировки повышение скорости движений достигается не только воздей­ствием на собственно скоростные способности, но и иным путем — через развитие силовых и скоростно-силовых способ­ностей, скоростной выносливости, совершенствование техники движений и др., т.е. посредством совершенствования тех факторов, от которых существенно зависит проявление тех или иных скорост­ных способностей.

Задачи развития скоростных способностей. Первая задача состо­ит в необходимости разностороннего развития всех форм проявления скоростных спо­собностей (быстрота реакции, частота движений, скорость оди­ночного движения, быстрота целостных действий). Для педагога по физической культуре и спорту важно не упустить млад­ший и средний школьный возраст – сенситивные (особенно бла­гоприятные) периоды для эффективного воздействия на эту группу способностей.

Вторая задача – максимальное развитие скоростных способ­ностей при специализации детей, подростков, юношей и деву­шек в видах спорта, где скорость реагирования или быстрота дей­ствия играет существенную роль (бег на короткие дистанции, спортивные игры, единоборства, санный спорт и др.).

Третья задача – совершенствование скоростных способнос­тей, от которых зависит успех в определенных видах трудовой деятельности (например, в летном деле, при выполнении функ­ций оператора в промышленности, энергосистемах, системах связи и др.).

Ссылка на основную публикацию
Слабительные средства РектАктив — «Облегчение после родов! Нет запоров и страха из-за туалета)» Отз
Запор У некоторых людей дефекация может быть 2 или 3 раза в день, у других раз в 3-5 дней, при...
Сколько проходит синяк под глазом сроки, лечение, маскировка; Здоровое око
Топ-10 способов как быстро избавиться от синяка Поскользнулся, упал – синяк! Такая ситуация знакома каждому. В сумасшедшем ритме жизни –...
Сколько раз в год можно принимать де нол
Отзыв: Де-нол (De-nol) - Временное действие. Ядовит. Реклама у таблеток и сиропов Де-Нол, конечно, замечательная: что СМИ вне инета пестрят...
Слабительные средства Хемофарм Бисакодил — «бисакодил — самый сильный наркотик» Отзывы покупателей
Про изжогу Бисакодил представляет собой слабительное средство. Действие препарата обусловлено ускорением и усилением перистальтических сокращений толстого кишечника. Кроме того, бисакодил...
Adblock detector