Стадии развития лобных долей

Как развивать лобные доли мозга

Накануне нового учебного года нам поступило очень много заказов. На данный момент сформировалась большая очередь на сборку и отправку посылок.

Мы прикладываем все усилия, чтобы поступившие до 11 августа заказы были доставлены к сентябрю.

Вынуждены предупредить, что срок отправки со склада заказов, полученных нами после 11 августа, может составлять около трёх недель, потому посылки могут не успеть дойти к началу учебного года.

Важно: если вы выбрали оплату по банковским реквизитам, ваш заказ поступит в очередь на комплектацию с момента поступления средств на счёт РКШ.

Также обратите внимание, что на данный момент мы не можем объединять несколько заказов из-за большого количества заявок.

Если вы захотите отменить заказ, оформите заявку на аннуляцию. Аннулировать можно только ещё не отправленный заказ.

Приносим извинения за доставленные неудобства. Мы делаем всё возможное, чтобы вернуться к нашим традиционно быстрым отправкам.

В. П. Урлапова — Развитие мозга и природосообразное обучение

В наших предыдущих материалах мы уже затрагивали вопрос о природосообразности обучения с точки зрения возрастной психологии. Напомним нашим читателям, что мы считаем нецелесообразными раннее обучение письму, чтению, математике и вообще занятия в «школьном» формате по двум основным причинам.

Во-первых, эти виды деятельности требуют развития определённого уровня, пусть конкретного, но всё же логического мышления, формирующегося примерно к 6-7 годам, а также определённых особенностей мотивационно-волевой сферы (учебная мотивация, произвольность), которые возникают приблизительно к этому же возрасту. Если эти психологические качества сформированы, то ребёнок обучается с интересом, адекватно воспринимая учёбу как труд, направленный на получение новых знаний и навыков, активно и во многом самостоятельно преодолевая возникающие трудности. Если же ребёнка начинают целенаправленно учить читать, писать и считать в раннем возрасте, когда эти психологические предпосылки учебной деятельности ещё отсутствуют, то овладение знаниями и навыками идёт гораздо труднее, приходится прибегать к различным ухищрениям, чтобы обмануть природу ребёнка, заставив её работать на несоответствующие целям возраста задачи.

Во-вторых, чрезмерная загруженность детей учёбой, смещение фокуса внимания родителей и воспитателей с адаптации ребёнка к реальной жизни, его обучения бытовым и социальным навыкам на раннее обучение чтению, письму и математике приводит к тому, что задачи возраста не выполняются, и в развитии происходит определённый перекос: мы получаем ребёнка, владеющего какими-то совершенно не нужными ему знаниями, а время для развития тех навыков, которые практически полезны, нужны и легче всего усваиваются именно в этом возрасте, уже упущено.

Для более глубокого и всестороннего понимания принципа природосообразности в образовании важно иметь представление не только о психологической динамике развития детей, но и о закономерностях созревания головного мозга.

Дело в том, что для любой полноценной деятельности необходимо, чтобы те структуры и функции головного мозга, которые составляют физиологическую основу данной деятельности, были сформированы. Это относится к абсолютно любой сфере, в том числе к учебной вообще, к счёту, чтению, письму, а также к овладению какими-либо формальными понятиями или их системами в частности. Известно, что на момент рождения формирование головного мозга не завершено, оно продолжается не только в течение всего детства, но даже за его пределами. Соответственно, и возможности мозга на разных возрастных этапах различны.

В этой статье мы рассмотрим важные преобразования и усовершенствования в работе головного мозга, влияющие на эффективность обучения и происходящие на стыке тех возрастов, которые в психологии принято называть дошкольным и младшим школьным.

1. Миелинизация нервных волокон головного мозга

Ещё в период внутриутробного развития нервные волокна начинают покрываться миелиновыми оболочками. Не будем подробно рассматривать их структуру, сразу скажем об их свойствах.

Во-первых, они изолируют нервное волокно от окружающей среды. Это позволяет клетке более экономно и целенаправленно расходовать энергию на генерирование и передачу электрического сигнала, то есть повышает её КПД. Во-вторых, повышается скорость передачи сигнала по нервному волокну, что опять-таки повышает эффективность работы клетки. Таким образом, в результате миелинизации нервных волокон все процессы, которые регулируются данными клетками, становятся более быстрыми, точными и требуют меньше сил.

Процесс миелинизации протекает постепенно, притом чем сложнее функция, которая обеспечивается данными клетками, тем позднее миелинизируются их волокна. Например, проводящие пути спинного мозга, обеспечивающие непроизвольные, рефлекторные движения, а также структуры продолговатого мозга, ответственные за дыхание, сосание, глотание, кашлевой и рвотный рефлексы, миелинизированы уже к моменту рождения. Волокна речевых центров покрываются миелиновыми оболочками к 2-3 годам, и именно в этом возрасте ребёнок, как правило, делает скачок в речевом развитии. Миелинизация волокон пирамидной системы, регулирующей произвольные движения, завершается примерно к 4 годам, и мы можем видеть, насколько движения четырёхлетнего ребёнка более легки, точны, скоординированны, чем, к примеру, движения годовалого малыша.

Что касается ассоциативных волокон коры головного мозга (волокон, связывающих между собой нейроны различных корковых зон, которые обеспечивают связь между различными сенсорными системами, сложные формы переработки информации, выработку сложных программ действий, в общем — те целенаправленные интеллектуальные действия, которые требуются от ребёнка в школе), то они начинают покрываться миелиновыми оболочками позже остальных волокон, а завершается этот процесс (да и то не полностью) лишь к 7–9 годам.

Читайте также:  Разрыв задней крестообразной связки колена причины разрыва ЗКС, симптомы, лечение в Москве

Поэтому та же самая арифметическая задача в два действия, которую легко и быстро может понять и решить семи- восьмилетний ребёнок, пятилетнему (а также его родителям!) доставит немало хлопот — и не потому, что ребёнка мало или по каким-то неправильным методикам раннего развития учили математике, не потому, что он чего-то не знает, а потому, что соответствующие нервные процессы пока несфокусированы, они проходят медленно и с очень большими энергозатратами. Учить пятилетнего ребёнка решать такие задачи — это всё равно что учить двухлетку кататься на коньках: всё время натыкаешься на какую-то невидимую стену непонимания, невосприятия, невозможности. Но пройдёт каких-нибудь три года, и тот же малыш с удовольствием встанет на коньки и уже к концу первого посещения катка почти уверенно заскользит по льду — созрел. Так же и с арифметикой — есть возраст, когда ребёнок готов, дозрел, и тогда он легко понимает то, что пару лет назад был неспособен понять, и результат становится значительно лучше при гораздо меньших затратах сил.

2. Созревание фронто-таламической регуляторной системы

Приблизительно до 6 лет целенаправленная деятельность ребёнка обусловлена в основном эмоциональным привлечённым вниманием. Нейрофизиологи связывают его с функциями лимбической системы, ответственной за эмоциональную регуляцию поведения. К концу дошкольного возраста созревает новое функциональное образование — фронто-таламическая система, благодаря которой в управлении целенаправленной деятельностью важную роль начинает играть информационная, рациональная составляющая. Участие фронто-таламической системы в регуляции поведения и высших психических функций обеспечивает физиологическую основу того качества, которое психологи называют произвольностью и считают одним из важнейших признаков школьной готовности. Импульсивные реакции ребёнка становятся более целенаправленными и управляемыми, он обретает способность сопротивляться отвлекающим факторам, сознательно удерживая внимание на решаемой задаче.

Излишне говорить о том, какую важную роль играет эта способность в обучении. Без неё даже при яркой природной одарённости ученик быстро достигнет своего «потолка» — всё потому, что над развитием таланта необходимо регулярно и целенаправленно трудиться.

​3. Созревание лобных долей коры головного мозга

О лобной коре и её роли в организации психической деятельности важно сказать отдельно. Она не отвечает за переработку какой-то специфической информации — зрительной, слуховой и так далее. Её роль сложнее: она интегрирует информацию от разных областей мозга и участвует в выработке и контроле сложных программ действий. Именно эти области коры учёные связывают с оперативной памятью, логическим мышлением, анализом и оценкой событий, планированием, решением различных задач, наиболее сложными формами поведения. Анатомически в старшем дошкольном возрасте начинается высокий темп роста ассоциативных слоёв, увеличение объёма нейронов, компактности нейронных группировок, активное формирование базальных дендритных комплексов в различных полях коры лобной доли. Расширяется система связей нейронов лобных полей с другими структурами мозга. Данный процесс продолжается до 9-10 лет, как и миелинизация волокон лобных полей коры. Поэтому в период с 6 до 10 лет стремительно совершенствуется организация сложной психической деятельности, повышается скорость и лёгкость решения интеллектуальных задач, и именно поэтому на данном возрастном этапе обучение ребёнка решению различного рода интеллектуальных задач в большом объёме, то есть начало школьного обучения, будет наиболее эффективным.

Возникает вопрос: а может быть, если мы начнём тренировать ребёнка на выполнение каких-либо интеллектуальных задач в более раннем возрасте, все необходимые мозговые преобразования тоже произойдут раньше? Ведь существует же обратная связь, и не только развитие мозга влияет на способности к обучению — регулярная тренировка в решении разного рода задач тоже воздействует на наработку различных нейронных связей и развивает мозг?

Да, обратная связь существует, и тренировать мозг можно и нужно. Но это совсем не означает, что возможно «натренировать», например, двухлетнего ребёнка на решение уравнений или осмысленное чтение. Все процессы возможно развивать и совершенствовать, но в рамках возрастных возможностей, с учётом логики развития. Нельзя научить ребёнка чтению, «перепрыгнув» через развитие устной речи и образного мышления, нельзя научить танцам или фигурному катанию, «перепрыгнув» через ползание, ходьбу, бег и прыжки. Нельзя научить алгебре, минуя арифметику.

В решении любой задачи мозг работает целостно и системно, в нём действуют не только какие-то изолированные, новые связи, но и наработанные ранее. Чтобы мозг работал полноценно, чтобы в нём использовались все эти нужные связи, необходимо, чтобы была выдержана правильная, природосообразная логика его развития — от простых функций к сложным (потому-то эти простые и лежат в основе сложных), при этом выдержана сообразно с генетически обусловленными процессами, такими как рост числа нейронов или миелинизация их отростков. Тогда и только тогда ребёнок сможет лучшим образом раскрыть возможности своего мозга в реальной жизни.

А попытки искусственного, несообразного с природной логикой развития, воздействия на формирующийся мозг с помощью каких-либо «волшебных» методик, якобы развивающих его сверхспособности, приведут лишь к искажениям и перекосам в его работе.

Обзор функций долей головного мозга (Overview of Cerebral Function)

, MD, PhD, Memory Impairment and Neurodegenerative Dementia (MIND) Center, University of Mississippi Medical Center

Last full review/revision June 2017 by Juebin Huang, MD, PhD

  • 3D модель (0)
  • Аудио (0)
  • Боковые панели (0)
  • Видео (0)
  • Изображения (3)
  • Клинический калькулятор (0)
  • Лабораторное исследование (0)
  • Таблица (0)

Мозг разделен продольной бороздой на два полушария, каждое из которых состоит из шести отдельных долей:

На поверхности мозга ( Доли коры головного мозга) располагаются лобная, височная, теменная и затылочная доли, в глубине сильвиевой борозды находится островковая доля. Лимбическая доля (лимбическая система) представляет собой С-образную область на самом медиальном краю каждого полушария головного мозга; она включает некоторые части смежных долей.

Читайте также:  Как правильно принимать лекарства – НаПоправку

Хотя специфические функции связаны с деятельностью отдельных долей, большинство функций головного мозга требует координации активности многих зон обоих полушарий. К примеру, хотя в коре затылочной доли и находится центр обработки зрительной информации, в процессе формирования комплексного зрительного стимула принимают участие затылочные, височные и лобные доли обоих полушарий.

Доли коры головного мозга

С точки зрения специфической функции полушария мозга достаточно четко латерализованы. Зрительные, осязательные и моторные сигналы от левой стороны тела направляются преимущественно в правое полушарие, и наоборот. В выполнении некоторых сложных функций участвуют оба полушария, но преимущественное управление осуществляется одним полушарием (так называемая доминантность полушарий или функциональная асимметрия головного мозга). К примеру, левое полушарие доминантно по речи, а правое – по пространственной ориентировке.

Кора полушарий ( Области мозга) включает

Первичную сенсорную зону

Первичную моторную зону

Множественные ассоциативные зоны, в том числе унимодальные и гетеромодальные ассоциативные зоны

Области мозга

Первичные сенсорные зоны получают соматосенсорные, слуховые, зрительные и вкусовые стимулы от таламуса, который получает стимулы от определенных органов чувств или периферических рецептов. Обонятельные пути обходят таламус и направляются непосредственно в специализированные участки коры. Сенсорные сигналы обрабатываются в ассоциативных зонах, связанных с одним или более органов чувств.

Первичная моторная кора формирует волевые движения тела; ассоциативные моторные зоны помогают планировать и выполнять сложную двигательную активность.

Каждая унимодальная ассоциативная зона находится рядом с соответствующей первичной сенсорной зоной и обрабатывает информацию из этой области на более высоком уровне, чем первичная сенсорная зона.

Гетеромодальные ассоциативные зоны не ограничены одиночными двигательными или сенсорными функциями, но получают конвергентную информацию из нескольких сенсорных и двигательных зон головного мозга. Гетеромодальные ассоциативные области в лобной, височной и теменной долях интегрируют сенсорные данные, двигательную обратную связь и другую информацию с инстинктивными и приобретенными воспоминаниями. Эта интеграция способствует обучению и формированию мыслей, эмоций и поведения.

Лобные доли

Лобные доли располагаются кпереди от центральной борозды. Они обеспечивают мотивацию, планирование и исполнение цели и целенаправленное поведение; они также являются местом многих тормозных функций. В лобных долях присутствуют несколько функционально различных отделов:

Первичная моторная кора располагается наиболее кзади от прецентральной извилины. Первичная двигательная кора, расположенная на одной стороне, контролирует все движущиеся части тела на противоположной стороне (показано на пространственной карте, называемой гомункулом— Гомункул); 90% двигательных волокон от каждого полушария пересекают срединную линию в стволе головного мозга. Поэтому поражение двигательной коры в одном полушарии приведет к контралатеральному гемипарезу или слабости.

Медиальная лобная кора (также называемая медиальной префронтальной корой) отвечает за побуждения и мотивацию. При обширных повреждениях в этой области, затрагивающих наиболее переднюю часть коры (лобный полюс), появляется абулия (замедленность реакций, апатия, безучастность).

Орбитальная лобная кора (или орбитальная префронтальная кора — Области мозга) осуществляет регулирование социального поведения. Больные с поражением передних отделов лобных долей могут стать эмоционально лабильными и/или безразличными к внешним стимулам и последствиям своих действий. Они могут быть то эйфоричными, то остроумными, то вульгарными или безразличными, пренебрегая общепринятыми нормами поведения. Острая двусторонняя травма префронтальных отделов клинически проявляется неконтролируемой многоречивостью, беспокойным поведением, социальной навязчивостью. Растормаживание и аномальное поведение, возникающее с возрастом и при многих типах деменции, возможно, является результатом дегенерации лобных долей, особенно орбитальной лобной коры.

Левая задненижняя лобная кора(иногда называемая зоной Брока или задненижней префронтальной областью — Области мозга) контролирует моторный компонент речевой функции. Поражение этой области вызывает моторную афазию (нарушение произнесения слов).

Дорсолатеральная фронтальная кора (или дорсолатеральная префронтальная область) обрабатывает свежую информацию, выполняет функцию, называемую рабочей памятью. Поражения в этой области могут отрицательно повлиять на способность сохранять информацию и обрабатывать ее в режиме реального времени (например, при повторении слов в обратном направлении, последовательном чередовании букв и цифр).

Гомункул

Различные зоны коры управляют специфическими моторными и сенсорными функциями на противоположной стороне тела. Площадь поверхности коры, контролирующей определенные части тела, варьирует; например, область коры, управляющая кистью, больше области, управляющей плечом. Карту этих областей называют гомункулом (лат. «маленький человек»).

Теменные доли

Некоторые области теменных долей несут специфические функции.

Первичная соматосенсорная кора, расположенная позади роландовой борозды (постцентральная извилина) в передней части теменных долей, интегрирует соматосенсорную информацию и участвует в процессах распознавания и извлечения из памяти сведений о форме предметов, их текстуре и массе. Первичная соматосенсорная кора получает все соматосенсорные ощущения контралатеральной стороны тела ( Гомункул). Поражения передней теменной доли приводят к трудностям при распознавании предметов на ощупь (астереогноз).

Большая часть заднебоковых отделов теменных долей отвечает за формирование визуально-пространственных соотношений, интегрируя эти восприятия с другими ощущениями, что дает понимание траекторий перемещения объектов. Эти отделы также обрабатывают проприоцептивные стимулы (способность воспринимать положение и перемещение в пространстве собственного тела или его отдельных частей).

Область коры в среднетеменной доле в доминантном полушарии отвечает за счет, письмо, различение правой и левой сторон, узнавание пальцев. Патологические изменения в угловой извилине могут вызвать нарушение способности писать, выполнять математические вычисления, распознавания правой и левой стороны и невозможность назвать пальцы (синдром Герстманна).

Субдоминантная теменная доля отвечает за восприятие пространства с контрлатеральной стороны, взаимоотношения различных частей организма друг с другом, взаимо-связи объектов в пространстве, что важно, например, для рисования. Симптомы острого поражения субдоминантной теменной доли включают: игнорирование пространства с противоположной стороны (обычно левой), что вызывает снижение осознания собственного тела или его части, окружающей обстановки и любые связанные травмы на стороне поражения (анозогнозия). К примеру, пациенты с крупным поражением правой теменной коры могут отрицать наличие у них левостороннего гемипареза. У пациентов с меньшими объемами поражения утрачивается способность выполнять привычные пространственные действия (например, одевания или других привычных навыков)—пространственно-физический дефицит, называемый апраксией.

Читайте также:  Ушиб носа и переносицы – как определить и что предпринять

Височные доли

Структуры височной доли важны для слуха, восприятия речи, зрительной памяти, декларативной (вербальной) памяти и эмоций. Больные с поражениями правой височной доли обычно теряют остроту восприятия невербальных слуховых раздражителей (например, музыки). При повреждении левой височной доли возникают расстройства сознания, памяти и построения речи.

Про лобные доли

Завышенная самооценка часто связана с низкой активностью лобных долей коры головного мозга, отвечающих также и за интеллект, выяснили психофизиологи из университета Техаса.

Открытие, о котором сообщается в февральском номере журнала NeuroImage, сделано благодаря магнитно-резонансной томографии. В ходе эксперимента, в котором приняли участие 20 добровольцев, ученые наблюдали за активностью мозга испытуемых в момент, когда те отвечали на вопросы, затрагивающие оценку их моральных качеств — например, чувства такта, дружелюбия и зрелости. Наряду с этими вопросами им предлагалось оценить и негативные черты характера: жадность, ненадежность и узость мышления.

Как выяснилось, у тех, кто оценивал себя лучше всех остальных, активность орбитофронтальной коры в ходе эксперимента была минимальна. Причем разница между уровнем активности оказалась драматичной — те, чье чувство собственной важности прямо-таки зашкаливало, показали вчетверо меньший результат, чем те, кто давал себе более скромную оценку. Орбитофронтальная кора, за которой следили ученые, является областью головного мозга, связанной с принятием решений, самоконтролем, планированием и постановкой задач: то есть если не полностью с интеллектом, то как минимум с тем, что обычно в понятие «интеллект» вкладывают.

Как говорится, дурак, который понимает, что он дурак — уже наполовину гений.

Лобные доли растут до 25 лет, именно неразвитостью оных объясняется тупизна подростков.
Но у большинства они так и не вырастают — им пожизненно 15 лет.

cтраницы: 1 | 2 всего: 129, Goblin : 3

Goblin

Завышенная самооценка говорит о слабой работе мозга .

Разная активность мозга при самооценке — о чем она говорит?

Завышенная самооценка часто связана с низкой активностью лобных долей коры головного мозга, отвечающих также и за интеллект, выяснили психофизиологи из университета Техаса.

Открытие, о котором сообщается в февральском номере журнала NeuroImage, сделано благодаря магнитно-резонансной томографии. В ходе эксперимента, в котором приняли участие 20 добровольцев, ученые наблюдали за активностью мозга испытуемых в момент, когда те отвечали на вопросы, затрагивающие оценку их моральных качеств — например, чувства такта, дружелюбия и зрелости. Наряду с этими вопросами им предлагалось оценить и негативные черты характера: жадность, ненадежность и узость мышления.

Плохие новости
Как выяснилось, у тех, кто оценивал себя лучше всех остальных, активность орбитофронтальной коры в ходе эксперимента была минимальна. Причем разница между уровнем активности оказалась драматичной — те, чье чувство собственной важности прямо-таки зашкаливало, показали вчетверо меньший результат, чем те, кто давал себе более скромную оценку.

Орбитофронтальная кора, за которой следили ученые, является областью головного мозга, связанной с принятием решений, самоконтролем, планированием и постановкой задач: то есть если не полностью с интеллектом, то как минимум с тем, что обычно в понятие «интеллект» вкладывают.

За формирование памяти ответственна другая область, гиппокамп, за речь и ее понимание отвечают зоны в височной коре, но именно лобные доли ассоциируются с интеллектом даже среди относительно далеких от медицины и биологии людей.

Значит ли это все то, что обладатели высокого самомнения глупее всех остальных?

«Розовые очки» для скорости
Известно, что при тяжелых поражениях орбитофронтальной коры человек испытывает серьезные проблемы с самоконтролем, и это приводит к социальным проблемам. Но, как отмечает Дженифер Бир, проводившая эксперимент вместе с аспирантом Брентом Хаджесом, они изучали здоровых людей: у добровольцев, принявших участие в эксперименте, не было травм, инсультов или нейродегенеративных болезней (при болезни Альцгеймера портится в том числе и характер больного).

Речь в исследовании шла о том, сколько мыслительных усилий требует самооценка. По словам его авторов, здесь можно провести некоторую аналогию с работой зрения: зрительная кора может давать ложную картинку, но зато очень быстро, с минимальными затратами ресурсов — возможно, и в случае с восприятием своего социального образа происходит что-то подобное.

«Розовые очки», через которые обладатели завышенной самооценки смотрят на себя, могут быть не признаком глупости, а естественным стремлением нервной системы работать пусть не со 100% надежностью, но зато быстро.

Мозг выдает позитивный (хотя и не соответствующий действительности) образ и далее, если это результат по каким-то причинам признается удовлетворительным, он закрепляется, получаясь в дальнейшем «на автомате», без особых усилий. И другой проведенный учеными опыт эту гипотезу отчасти подтверждает.

Для второго опыта психологи набрали еще две группы добровольцев и попросили их точно так же оценить свои моральные качества. При этом одна группа вынуждена была отвечать быстро, а вторая имела время подумать. И, как выяснилось после опроса, те, от кого требовался быстрый ответ, тоже описали себя лучше, чем те, кто мог поразмыслить.

> Завышенная самооценка говорит о слабой работе мозга .

Ссылка на основную публикацию
Способы избавления и лечение прыщей после шугаринга
Как убрать прыщи после эпиляции волос Эпиляцию тела не назовешь самым приятным процессом, но и без нее нельзя обойтись. Ведь...
Союз трех царств — Страна Знаний
Царство дождевого червя Чудо на пшеничном или капустном поле, на грядке помидоров или лука случается каждый год. Даже если ты...
Спаечная болезнь — причины, симптомы, диагностика и лечение
Спайки в кишечнике Спайки кишечника — патология, которая развивается в брюшной полости вследствие хирургических вмешательств, воспалительных процессов, некоторых заболеваний или...
Способы лечения причин появления ацетона у детей дома
Если ребенок пахнет ацетоном, поите его боржоми и не кормите свининой Ацетонемический синдром – состояние, которое встречается у каждого пятого...
Adblock detector