Студопедия — Психологические знания в работе врача

Значение психологических знаний в практической медицине

Рубрика: Спецвыпуск

Дата публикации: 26.07.2017 2017-07-26

Статья просмотрена: 4051 раз

Библиографическое описание:

Шимовонян, К. Т. Значение психологических знаний в практической медицине / К. Т. Шимовонян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 13.2 (147.2). — С. 28-30. — URL: https://moluch.ru/archive/147/42035/ (дата обращения: 19.09.2020).

Связи психологии и медицины настолько тесные, что для психологов, работающих в этой сфере, медицинские знания абсолютно необходимы. В то же время медики все более и более осознают необходимость психологических знаний для успешной лечебной работы. Актуальность медицинской психологии определяется основным положением медицины о том, что врач должен лечить не болезнь, а больного. За последние годы психологические проблемы в медицине значительно расширились. Благодаря тому, что наряду с лечением заболевшего человека ставится и проблема профилактики, реабилитации и психотерапии, психологи все глубже проникают в медицину.

Ключевые слова: психология, медицина, клинический (медицинский) психолог, психотерапевтическая реабилитация, психотерапевтическая помощь, медицинская (клиническая) психодиагностика.

Психологическая наука развивалась в трех руслах: философском, медицинском и педагогическом. Это положение, относящееся как ко всей истории психологической науки, так и к истории отечественной психологии, является определяющим для понимания взаимоотношения психологии и медицины в их историческом развитии.

Историю психологии обычно начинают с Аристотеля, который своим трактатом «О душе», по существу первым исследованием психики человека, заложил основу этой науки во всех трех ее руслах. Но еще до него Гиппократ, который был не только философом, но и врачом, создал учение о «четырех соках» человеческого организма и, связав с ним ряд не только телесных, но и душевных проявлений, тем самым заложил основу для развитого в средние века его последователями учения о темпераментах. Он защищал идею, которую в течение длительного времени не признавали многие авторы: органом мышления и ощущений является мозг. Нельзя не отметить, что и первая сохранившаяся запись мысли о связи разума человека с мозгом была в так называемом хирургическом папирусе египтян, датируемом XXX веком до н. э. [2].

Заслуживает упоминания ряд имен врачей, вошедших в историю психологии. Среди них Алкмеон Кротонский, Гален, Авиценна, Зигмунд Фрейд, Бехтерев, Лазурский и многие другие. Известно, что И. М. Сеченов хотел написать работу по медицинской психологии, считая, что она должна быть его, как он сам писал, «лебединой песней», но так и не успел выполнить своей мечты [5].

Связи психологии и медицины настолько тесные, что для психологов, работающих в этой сфере, медицинские знания абсолютно необходимы. В то же время медики все более и более осознают необходимость психологических знаний для успешной лечебной работы. Таким образом, медицинская психология — это область научных знаний и сфера практической работы, в равной мере принадлежащая как медицине, так и психологии. При разработке проблем медицинской психологии объединяются усилия психологов, физиологов, врачей.

Актуальность медицинской психологии определяется основным положением медицины о том, что врач должен лечить не болезнь, а больного.

За последние годы психологические проблемы в медицине значительно расширились. Благодаря тому, что наряду с лечением заболевшего человека ставится и проблема профилактики, реабилитации и психотерапии, психологи все глубже проникают в медицину; психология, в частности, внедряется в клинику соматических заболеваний, а к ним в настоящее время по разным данным относят от 50 до 80 % болезней, таких как сердечно-сосудистые, онкологические, почечные, дыхательные и ряд других [1].

Сотрудничество врачей и психологов в борьбе с болезнями на Западе уже давно в порядке вещей, и уже ни у кого не вызывает сомнения, то факт, что психика и тело не разделимы и взаимосвязаны. В России же традиционная модель оказания медицинской помощи часто ограничивалась только лечением телесных симптомов, не говоря уже о культуре отношения людей к своему психологическому благополучию.

По сути, в каждой российской больнице должен работать психолог. Чем же должен заниматься психолог в стационарах?

Людям, перенесшим какую-то катастрофу, насилие или же ставшие инвалидами и их близким нужна психологическая реабилитация, восстановление, чтобы они смогли жить с этим. Психотерапевтическая помощь – это узкая направленная работа, которая осуществлялась до последних 10 лет только в психиатрических клиниках. В настоящее время психиатрическая помощь применяется в обычных больницах для психически нормальных людей. Разработано большое количество различных психологических методов и методик для работы с соматическими больными. Оказанием психологической помощи в стационарах занимаются клинические или как их еще называют медицинские психологи.

Согласно приказу Минздрава РФ от 26.11.96 № 391 «О ПОДГОТОВКЕ МЕДИЦИНСКИХ ПСИХОЛОГОВ ДЛЯ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОКАЗЫВАЮЩИХ ПСИХИАТРИЧЕСКУЮ И ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ» медицинский психолог это специалист с высшим образованием по специальности «Психология», получивший подготовку по медицинской психологии, которая предполагает 3 уровня обучения: общегуманитарное, общепсихологическое и специализацию по медицинской психологии.

Медицинская (клиническая) психодиагностика является специализированным разделом общей психологической диагностики и одной из основных форм профессиональной деятельности психологов в таких социально значимых областях, как медицина и здравоохранение. Задачи медицинской психодиагностики тесно связаны с задачами лечения и восстановления больных нервно-психическими и психосоматическими заболеваниями, с задачами профилактики этих заболеваний, а также с задачами психологического консультирования, психологической коррекции и психотерапии и социальной реабилитации больных. Основные области применения теории и методов, медицинской психодиагностики – клиническая и профилактическая медицина.

Читайте также:  Зубные пломбы какая разница Стоматология Смаил-клиник в г

В клинической медицине психологическая диагностика является необходимым элементом лечебно-диагностического процесса. С ее помощью уточняется роль психических факторов в этиологии, патогенезе, лечении различных заболеваний, в профилактике рецидивов и инвалидизации больных. Полученные в процессе клинической психодиагностики данные используются врачом при постановке нозологического и синдромального диагнозов, оценке динамики состояния больного в процессе лечения, при проведении различных видов экспертизы (медико-социальной, военной, судебной), при определении задач и методов психотерапии, реадаптации и ресоциализации больных.

В профилактической медицине психологическая диагностика нацелена на выявление лиц с повышенным риском психической дезадаптации, проявляющейся в форме психосоматических, пограничных нервно-психических или поведенческих расстройств. Существенное значение имеет психологическая диагностика для выявления посттравматических стрессовых расстройств, лечения и реабилитации лиц, переживших экстремальные и кризисные ситуации [3, 4].

В случае работы психолога в детских отделениях существует своя специфика, необходима работа как с ребенком, так и со взрослыми, находящимися рядом с ним. Мозг ребенка созревает только к 16 годам, последними созревают лобные доли, которые отвечают за функции самоконтроля. То есть говорить о том, что человек сам за себя отвечает и контролирует, можно говорить только после 16 лет. До 16 лет мозг ребенка легко внушаемая и восприимчивая среда, поэтому работа только с ребенком без близких не возможна, это всегда симбиоз. Только работая с ребенком невозможно вылечить посттравматическое стрессовое расстройство.

Если говорить о травматологии, то мы видим, что физические травмы тоже влекут за собой психологические проблемы. Например, фантомные боли – это боли, которые ощущаются человеком при ампутированной конечности, они могут сопровождать человека всю жизнь. В настоящее время разработаны и применяются на практике психотерапевтические методики, которые показывают, что эти боли имеют психологический характер и их можно убрать чисто психологически.

Практика соматической медицины выдвигает перед психологией большой круг исследований, которые, главным образом, сводятся к исследованию психологии личности. Знание личностных особенностей заболевшего человека необходимо клиницисту для определения прогноза заболевания (возможности образования вторичных симптомов), для выбора правильной тактики терапевтических и психотерапевтических воздействии, для решения вопроса о возможности сообщения больному диагноза и для многого другого.

В процессе обучения, будущие психологи осваивают дисциплины находящиеся на стыке психологии и медицины, среди которых: психосоматика, патопсихология, нейропсихология, психогенетика, специальная психология, психофизиология, клиническая психология, телесно-ориентированная психология. А в медицинских вузах преподаются такие дисциплины, как клиническая психология, нейропсихология, патопсихология, психосоматика и ряд других.

Исходя из вышесказанного, мы можем сделать вывод, что и психологи, и медики изучают не мало одних и тех же дисциплин. У вас может возникнуть вопрос: почему же тогда сам медицинский работник не может оказать психологическую помощь своему больному, если он также, как и психолог изучает множество дисциплин, находящихся на стыке психологии и медицины?

Дело в том, что стандартная подготовка врачей направлена на то, чтобы работать больше с физиологией человека и сознательно не обращать внимание на то, что твориться с психологией человека, его эмоциональным фоном, чтобы, как не странно, вылечить больного. Если хирург будет переживать о тех действиях, которые он совершает, то он никогда не сделает операцию, поэтому они обучены так, чтобы сильно не сопереживать, а только видеть перед собой тело, материалы, препараты и сделать свою работу высококлассно. Если им включать еще и психологию, они просто сойдут с ума, поэтому они защищают свою психику от взаимопроникновения с пациентами. Именно этот факт и не дает в итоге врачам понимать медицинских психологов, а значит и выполнять их работу.

  1. Александер Франц Психосоматическая медицина. Принципы и применение [Текст] / Франц Александер. – Изд-во: Институт общегуманитарных исследований, 2014. — 320 с.
  2. Иванец, Н.Н., Тюльпин, Ю.Г., Кинкулькина, М.А. Психиатрия и медицинская психология [Текст]: учебник / Н.Н. Иванец, Ю.Г. Тюльпин, М.А. Кинкулькина. – Изд-во: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 896 с.
  3. Мак-Вильямс, Н. Психоаналитическая диагностика. Понимание структуры личности в клиническом процессе [Текст] / Н. Мак-Вильямс. – М.: Изд. «Класс», 2015. – 592 с.
  4. Психология кризисных и экстремальных ситуаций. Психическая травматизация и ее последствия [Текст]: учебник / Под ред. Н.А. Хрусталева. – Изд-во: СПбГУ, 2014. – 372 с.
  5. Старшенбаум, Г. В. Психосоматика и психиатрия. Исцеление души и тела [Текст] / Г.В. Старшенбаум. – Изд-во: Феникс, 2013. – 352 с.

ЗНАЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА

Медицинскую психологию нельзя рассматривать как самостоятельную науку, поскольку ее предметом, также как и предметом общей психологии, являются психическая жизнь отдельного человека и закономерности межличностного общения. Медицинская психология использует понятийный аппарат и набор методов общей психологии для решения конкретных задач, возникающих в процессе оказания медицинской помощи. Знание этих задач позволяет полнее использовать предлагаемую информацию, увидеть в сухих теоретических утверждениях конкретный практический смысл, оптимальные пути разрешения конфликтов и преодоления стресса.

По своим задачам медицинская психология решительно отличается от такой чисто врачебной науки, как психиатрия. Если психиатрия нацелена на выявление патологических форм реагирования и их лечение, то психология анализирует поведение психически здоровых людей в ситуации болезни и врачебной деятельности. Владение основами психологии по-зволяет увидеть общие для всех людей психические реакции. Такой подход позволяет преодолеть неприятие чужой точки зрения и сформировать чувство доверия между врачом и боль-ным.

Читайте также:  Сестринский процесс при пневмонии

Предназначение медицинской психологии совпадает с целью медицины в целом — это стремление к состоянию здоровья, которое означает не только физиологическое, но и психологическое благополучие. Неудовлетворенность результатами лечения сигналH3Hpyej о нездоровье, даже в том случае, если врач не находит объективных признаков болезни. Эта неудовлетворенность заставляет пациента вновь и вновь обращаться к врачам, использовать различные (иногда сомнительные) советы, испытывать на себе лекарства и лечебные методы, которые могут оказаться не только бесполезными, но и вредными.

Психологические знания могут быть использованы в медицине для:

диагностики психосоматических и соматоформных расстройств

экспертизы в случае намеренного сокрытия истины

прогнозирования поведения больного в условиях обсле-дования и лечения

вовлечения больного и его родственников в лечебный процесс

формирования доверия к врачу путем повышения его авторитета

преодоления психологического стресса у самих медицинских работников

формирования благоприятного рабочего климата в медицинском коллективе

психотерапевтического лечения соматических и психических расстройств

облегчения страданий, обусловленных болезнью, у пациента и его родственников

На первый взгляд успех лечения в большей степени зависит от специальных профессиональных знаний и умений врача, чем от его психологической подготовки. Однако психологическая неграмотность может помешать даже самому знающему клиницисту применить свой опыт на практике.

Так, уже на этапе диагностики врачу постоянно приходится сталкиваться как с невольным, так и с намеренным искажением реальных фактов, осторожностью пациента или его предубеждением. Психологически правильно построенная беседа помогает не только обнаружить целенаправленный обман, но и выявить скрытые психологические мотивы возникновения болезни, без знания которых невозможно достичь выздоровления. Большую трудность представляет диагностика так называемых соматоформных расстройств, т. е. психических заболеваний, проявляющихся исключительно соматическими жалобами (маскированной депрессии, истерии, ипохондрии). В любом случае правильный диагноз —это залог успешности как психотерапии, так и лекарственного лечения.

Составляя план обследования и лечения, важно учитывать особенности ситуации и личности пациента с тем, чтобы отклонить те задачи, решить которые будет невозможно или чрезвычайно трудно. Можно быть уверенным, что некоторые методики лечения, требующие особой аккуратности и выносливости, подойдут не любому пациенту. Так, рекомендуемые врачами диеты и комплексы упражнений в большинстве случаев не выполняются. В таком случае врачи обманывают себя, ожидая выздоровления пациентов после назначенного ими курса лечения. Это не позволяет им использовать другие тактики лечения и профилактики (лекарства, оперативное вме-шательство и пр.). Знание особенностей личности пациента позволяет прогнозировать его поведение в лечебной ситуации и предложить такую тактику, которая будет не только патоге-нетически обоснованной, но и выполнимой.

Врачу приходится работать в условиях острой конкуренции мнений. Заболевший человек получает невероятное количество советов от родственников, соседей, коллег, на страницах популярных журналов, из телепередач, от целителей-непро- фессионалов. Обращаясь к врачам, он сталкивается с отсутствием единства во мнениях различных специалистов. Поэтому врач-профессионал должен позаботиться о том, чтобы его точка зрения была наиболее привлекательной, спасла пациента от некомпетентности обывателей. Врач, который обижается на пациента за то, что тот отвергает его советы, вероятнее всего, не замечает своей психологической некомпетентности. Он недостаточно заботится о том, чтобы его мнение было пре-поднесено больным в наиболее выгодной форме, а значит, не-достаточно профессионален. Часто для того, чтобы склонить пациента на свою сторону, приходится призывать в союзники его родных. Если же родственники выступают как противники врача, рассчитывать на успех лечения не приходится.

В последнее время много говорят о коммерческой эффективности медицины. Применение психологических приемов позволяет повысить авторитет официальной медицины, привлечь средства пациентов на поддержание тех лечебных учреждений, которые оказывают реальную помощь в борьбе с заболеванием. Отказ же от применения психологии может привести к тому, что самые лучшие больницы будут лишены средств для своей работы, проиграют в конкурентной борьбе с непрофессиональными и некомпетентными, но психологически одаренными практиками.

Доверие пациентов не возникает мгновенно, создание привлекательного образа врана и сохранение его авторитета — это длительный процесс, который можно сравнить с технологиями создания выгодного имиджа политика.

Привлекательность образа врача во многом зависит от его физического и душевного благополучия. Не случайно появилась крылатая фраза «Врач, излечи себя сам!». Многие специалисты признают чрезвычайную напряженность врачебной деятельности, высокую вероятность стресса. Нередко в состоянии душевного дискомфорта врач пытается использовать свою профессиональную деятельность для того, чтобы решить свои собственные психологические проблемы, уйти от одиночества, побороть в себе комплексы вины и неполноценности. В этом случае интересы больного отступают на второй план.

Неудивительно, что предпринимаемые усилия вылечить пациента не приводят к успеху. Владение техниками психологической разгрузки, умение анализировать свои чувства уберегут врача от подобных ситуаций, помогут ему действовать зрело и разумно.

Врач практически никогда не может помочь больному без своих коллег. Успех лечения зависит от участия медсестер, сиделок, санитаров, лаборантов, регистраторов, врачей-асси- стентов, консультантов, фармацевтов и пр. В этих условиях сохранение благоприятного психологического климата в коллективе становится необходимым условием эффективности лечения. Конфликты, недоверие, пассивное сопротивление со стороны коллег часто бывают результатом неудачного стиля общения, психологической некомпетентности. Стремление разрешить конфликты, найти компромисс всегда вознаграждаются не только уважением, но и поддержкой, которая так необходима для работы.

Важнейший психологический инструмент врача —это психотерапия. Ни у кого не вызывает сомнения, что психотерапия полезна для лечения психического дискомфорта. Однако не следует забывать, что и при соматических заболеваниях психотерапия часто оказывается полезной и эффективной. Так, многие функциональные нарушения (одышка, сердцебиение, дискинезии внутренних органов, колебания артериального давления) могут быть излечены с помощью психотерапии. При органических соматических заболеваниях психотерапия может облегчить страдания пациента. На высокую роль психотерапии указывает тот факт, что при назначении плацебо («пустышки») не менее 20 % пациентов с самыми различными соматическими заболеваниями испытывают выраженное облегчение, а часто и реальное улучшение состояния.

Читайте также:  Категории ароматов и их обозначения

Хотя большинство врачей согласны с тем, что психотерапия может быть полезна их пациентам, не все они готовы самостоятельно применять элементы психотерапии в своей ежедневной практике. Занятость, неуверенность в своих силах, чувство некомпетентности заставляют врачей направлять больных к специалисту-психотерапевту. Такой подход возможен, но часто не лишен недостатков. Направление к психотерапевту часто рождает в пациенте ложное чувство собственной психической неполноценности, вызывает страх, что специалист распознает в жалобах больного признаки психической болезни. Если пациент уверен в том, что его болезнь имеет явный физический субстрат, то слова специалиста, далекого от соматической медицины, скорее всего, покажутся ему легковесными, далекими от целей его пребывания в больнице. Все это приводит к мысли о том, что наиболее эффективной может быть психотерапия, проводимая самим леча- щим врачом, поскольку он пользуется наибольшим доверием пациента.

К сожалению, болезни, которые можно полностью преодо-леть, встречаются в медицинской практике не так часто. По-давляющее число пациентов на приеме у самых различных врачей —это люди с хроническими неизлечимыми заболева-ниями. Лишь некоторые из них могут рассчитывать на фор-мирование ремиссии, многие поддерживают благополучие пу-тем постоянного приема лекарств, а часть больных должны свыкаться с тяжелыми последствиями болезни, которые не-возможно преодолеть. Ежедневно врач должен выслушивать пациентов с утратой физической работоспособности, зрения, памяти, хронической болью. Отказать таким пациентам в по-мощи на том основании, что их болезнь неизлечима,—значит нарушить основной гуманный принцип медицины «Не навре-ди!». Врачи часто забывают, что, даже не вылечив заболевание, они могут существенно улучшить качество жизни пациента, настроив его на реабилитацию, избавив от боли, страха и депрессии, поддержав в трудную минуту приближения смерти.

Приходится сделать вывод, что психология для врача становится не факультативной дисциплиной, а важнейшей составляющей его ежедневной работы, от успеха которой непосредственно зависят результат лечения, благополучие всех участников лечебного процесса, в то время как пренебрежение ею сводит на нет самые искренние намерения помочь пациенту и вернуть ему здоровье.

СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ

Карвасарский Б. Д. Медицинская психология.—JI.: Медицина, 1982. Кирпиченко А. А., Ладик Б. БПашков А. А. Основы медицинской

психологии.—Минск: Выш. шк., 2001.— 144 с. Конечный Р., Боухал М. Психология в медицине.—Прага, 1983. Кречмер Э Медицинская психология.—М.: Педагогика-Пресс, 1995.-С. 5-328.

Лакосина Я. Д, Ушаков Г. К Медицинская психология.—М., 1984. Лакосина Н. Д, Сергеев И. Л/., Пайкова О. Ф. Клиническая психология.— М.: МЕД-пресс-информ, 2003. Сидоров П. ИПарняков А. В. Введение в клиническую психологию.—М., 2000. Творогова Я. Д Психология.—М.: ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2002. Харди И. Врач, сестра, больной: Психология работы с больными.— Будапешт, 1988.

Психология в профессии врача

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ В РАБОТЕ ВРАЧА

Для пропаганды учебной дисциплины (сейчас принято называть ) в медицинском вузе не требуется много усилий. Всем ясно, что врач должен владеть этими знаниями. Причем не только для того, чтобы конструктивно общаться с пациентами. Ведь данная профессия относится к системе и дает значительную эмоциональную нагрузку самому специалисту. Конечно, проработав много лет, врач начинает более тонко чувствовать своих пациентов, овладевает психологией общения, но и сам более часто, чем в начале профессионального пути, испытывает усталость и неудовлетворенность. Поэтому профессионально-психологические знания и умения должны входить в квалификационную характеристику врача, так как именно специалисты с большим стажем отмечают, что им не хватает в работе этих знаний, мешает отсутствие навыков. Психология (как наука, так и практика) должна пронизывать все годы обучения в вузе и до- и постдипломного обучения. Но так как знания устаревают, а навыки вырабатываются в течение долгого времени путем множественных систематических повторений, поэтому и говорится, что хороший врач учится всю жизнь. Практическим врачам лекции и практические занятия организованы на курсах повышения квалификации по психологии общения, проблемам саморегуляции, умению управлять своими эмоциями. Это очень важно для понимания причины появления весьма распространенного среди медработников синдрома эмоционального выгорания, который выражается в усталости и даже разочаровании в профессии. Выбор профессии врача, как показал опрос 700 студентов, у большинства из них был связан с желанием помогать людям (до 76%). Вероятно, работающие врачи в юности тоже мечтали об этом, но сегодня при опросах только четвертая часть вспоминает об этом при заполнении анкеты. Вероятно, существующее положение в системе здравоохранения не всегда позволяет врачам осуществить благородное желание. Среди работающих врачей и студентов процент тех, кто продолжает семейную традицию, стабильный: 22% у врачей и 23% у студентов. Тема семейной преемственности в медицине ждет продолжения, врачебные династии определенно имеют интересные психологические закономерности.

Издание: Экология человека
Год издания: 1999
Объем: 2с.
Дополнительная информация: 1999.-N 4.-С.59-60
Просмотров: 1601

Ссылка на основную публикацию
Стрептококки в крови симптомы и лечение
Подтверждение инфицирования В-гемолитическим стрептококком группы А (St. Pyogenes) Комплексное исследование, направленное на выявление и подтверждение инфицирования В-гемолитическим стрептококком группы А...
Стать доктором Лайтманом как научиться распознавать ложь — T; P
Язык тела и жестов: что означают разные жесты у мужчин и женщин? (11 фото) У кого не возникало желания понять,...
Статья об осложнениях после операции аппендэктомии
Свищ после аппендицита симптомы Свищ – это патологический канал, соединяющий между собой два полых органа или полый орган с внешней...
Стрижка мужская с хвостиком на волосы различной длины для стильных мужчин
Мужская стрижка с хвостиком сзади В современном мире не только женщина должна выглядеть стильно и привлекательно. Поэтому модные мужские стрижки...
Adblock detector