Теория психического развития ребёнка Д

Концепция психического развития ребенка д б эльконина

Существует множество подходов к периодизации психического развития ребенка, но наиболее приемлема периодизация развития, предложенная выдающимся специалистом в области детской и педагогической психологии Д.Б. Элькониным. Она представляет собой нечто среднее между эмпирической периодизацией, сложившейся на основе реального жизненного опыта, и периодизацией теоретической, потенциально возможной при идеальных условиях обучения и воспитания детей. Рассмотрим концепцию Д.Б. Эльконина более подробно.

Период от рождения до окончания школы Эльконин разделил на семь этапов.

1. Младенчество: от рождения до 1 года жизни.

2. Раннее детство: от 1 года жизни до 3 лет.

3. Младший и средний дошкольный возраст: от 3 до 4–5 лет.

4. Старший дошкольный возраст: от 4–5 до 6–7 лет.

5. Младший школьный возраст: от 6–7 до 10–11 лет.

6. Подростковый возраст: от 10–11 до 14–15 лет.

7. Ранний юношеский возраст: от 14–15 до 16–17 лет.

Весь процесс развития можно разделить на три этапа:

дошкольное детство – от рождения до 6–7 лет; младший школьный возраст – от 6–7 до 10–11 лет; средний и старший школьный возраст – от 10–11 до 16–17 лет.

Каждый период развития имеет свои особенности и границы, которые можно заметить, наблюдая за ребенком. В каждом психологическом возрасте необходимо применять особые приемы и методы обучения и воспитания, строить общение с ребенком, учитывая его возрастные особенности. Возрастные периоды сопровождаются развитием межличностного общения, направленного в основном на личностное и интеллектуальное развитие, характеризующееся формированием знаний, умений и навыков, реализацией операционно-технических возможностей ребенка.

Переход от одного этапа развития к другому происходит в ситуациях, напоминающих возрастной кризис, т. е. при несоответствии между уровнем достигнутого личностного развития и операционно-техническими возможностями ребенка.

Личностное развитие детей осуществляется через воспроизведение и моделирование межличностных отношений взрослых людей и проявляемых в них качеств личности, а также в процессе общения ребенка с другими детьми во время сюжетно-ролевых игр. Здесь он сталкивается с необходимостью овладения новыми предметными действиями, без которых трудно быть понятым сверстниками и выглядеть более взрослым.

Процесс развития начинается в младенческом возрасте с того, что ребенок начинает узнавать родителей и оживляться при их появлении. Таким образом происходит общение ребенка с взрослым.

В начале раннего возраста происходит манипулирование предметами и начинает формироваться практический, сенсомоторный интеллект. Одновременно идет интенсивное развитие вербального (речевого) общения. Ребенок пользуется речью для установления контакта и сотрудничества с окружающими, но не как инструментом мышления. Предметные действия служат способом налаживания межличностных контактов.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью становится ролевая игра, в которой ребенок моделирует отношения между людьми, как бы выполняя их социальные роли, копируя поведение взрослых. В процессе ролевой игры идет личностное развитие ребенка, он овладевает предметной деятельностью и начальными навыками общения.

В младшем школьном возрасте основной деятельностью становится учение, в результате которого формируются интеллектуальные и познавательные способности. Через учение строится вся система отношений ребенка с взрослыми людьми.

В подростковом возрасте возникают и развиваются трудовая деятельность и интимно-личностная форма общения. Трудовая деятельность заключается в появлении совместного увлечения каким-либо делом. Подростки начинают задумываться о будущей профессии. Общение в этом возрасте выходит на первый план и строится на основе так называемого «кодекса товарищества». «Кодекс товарищества» включает в себя деловые и личностные взаимоотношения, похожие на те, которые имеются у взрослых.

В старшем школьном возрасте продолжают развиваться процессы подросткового возраста, но ведущим становится интимно-личностное общение. Старшеклассники начинают размышлять о смысле жизни, своем положении в обществе, профессиональном и личностном самоопределении.

Таковы основные положения концепции развития Д.Б. Эль-конина. Она получила дальнейшее развитие в работах Д.И. Фельдштейна.

Концепция психического развития ребенка Д. Б. Эльконина

Данный параграф представляет собой переходное звено к следующей теме нашего пособия. Обобщенная теория психического развития Д. Б. Эльконина представляет собой нечто среднее между эмпирической периодизацией, сложившейся на основе реального жизненного опыта, и периодизацией теоретической, потенциально возможной при идеальных условиях обучения и воспитания детей.

Период от рождения до окончания школы Эльконин разделил на шесть этапов.

  • 1. Младенчество: от рождения до 1 года жизни.
  • 2. Раннее детство: от 1 года жизни до 3 лет.
  • 3. Дошкольный возраст: от 3 до 6—7 лет.
  • 4. Младший школьный возраст: от 6—7 до 10—11 лет.
  • 5. Подростковый возраст: от 10—11 до 14—15 лет.
  • 6. Ранний юношеский возраст: от 14—15 до 16—17 лет.

Каждый период развития имеет свои особенности и границы, которые можно заметить, наблюдая за ребенком. В каждом психологическом возрасте необходимо применять особые приемы и методы обучения и воспитания, строить общение с ребенком, учитывая его возрастные особенности. Все возрастные периоды сопровождаются развитием межличностного общения, направленного в основном на личностное и интеллектуальное развитие, характеризующееся формированием знаний, умений и навыков, реализацией операционно-технических возможностей ребенка.

Читайте также:  Преднизолон инструкция по применению и для чего он нужен, цена, отзывы, аналоги

Переход от одного этапа развития к другому происходит в ситуациях возрастных кризисов, т.е. при несоответствии между уровнем достигнутого личностного развития и операционно-техническими возможностями ребенка.

Личностное развитие детей осуществляется через воспроизведение и моделирование межличностных отношений взрослых людей и проявляемых в них качеств личности, а также в процессе общения ребенка с другими детьми во время сюжетно-ролевых игр. Здесь он сталкивается с необходимостью овладения новыми предметными действиями, без которых трудно быть понятым сверстниками и выглядеть более взрослым.

Процесс развития начинается в младенческом возрасте с того, что ребенок начинает узнавать родителей и оживляться при их появлении. Таким образом происходит общение ребенка с взрослым.

В начале раннего возраста происходит манипулирование предметами и начинает формироваться практический, сенсомоторный интеллект. Одновременно идет интенсивное развитие вербального (речевого) общения. Ребенок пользуется речью для установления контакта и сотрудничества с окружающими, но не как инструментом мышления.

Предметные действия служат способом налаживания межличностных контактов.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью становится ролевая игра, в которой ребенок моделирует отношения между людьми, как бы выполняя их социальные роли, копируя поведение взрослых. В процессе ролевой игры идет личностное развитие ребенка, он овладевает предметной деятельностью и начальными навыками общения.

В младшем школьном возрасте основной деятельностью становится учение, в результате которого формируются интеллектуальные и познавательные способности. Через учение строится вся система отношений ребенка с взрослыми людьми.

В подростковом возрасте возникают и развиваются трудовая деятельность и интимно-личностная форма общения. Трудовая деятельность заключается в появлении совместного увлечения каким-либо делом. Подростки начинают задумываться о будущей профессии. Общение в этом возрасте выходит на первый план и строится на основе так называемого кодекса товарищества. «Кодекс товарищества» включает в себя дело

вые и личностные взаимоотношения, похожие на те, которые имеются у взрослых.

В старшем школьном возрасте продолжают развиваться процессы подросткового возраста, но ведущим становится интимно-личностное общение. Кроме того, в качестве ведущей начинает выступать учебно-профессиональная деятельность. Старшеклассники начинают размышлять о смысле жизни, своем положении в обществе, профессиональном и личностном самоопределении.

В следующей теме мы более подробно рассмотрим наиболее известные периодизации возрастного развития человека.

Концепция психического развития ребенка д б эльконина

Даниил Борисович Эльконин принадлежит к той славной плеяде советских психологов, которая составляет костяк всемирно известной научной школы Л. С. Выготского. Д. Б. Эльконин с гордостью говорил о том, что он является учеником Льва Семеновича и соратником других его учеников и последователей. Глубоко восприняв идеи этой школы, Д. Б. Эльконин в течение нескольких десятилетий оригинально их конкретизировал в своих экспериментальных и теоретических работах, создав тем самым собственное научное направление в детской и педагогической психологии.

Д. Б. Эльконин сочетал в себе талант ученого, умеющего глубоко анализировать фундаментальные научные проблемы, и способности исследователя, эффективно решающего прикладные психологические вопросы, имеющие серьезное значение для педагогической практики. Ему принадлежат замечательные теории периодизации детского развития и детской игры, а также методики обучения детей чтению. И еще одно необходимо сказать о Данииле Борисовиче — он обладал незаурядной и щедрой душой жизнелюбивого и жизнестойкого человека, сумевшего до последних дней сохранить большой ум и доброту. Он имел поистине благородный характер ученого и гражданина.

Родился Д. Б. Эльконин в Полтавской губернии, учился в полтавской гимназии и в Ленинградском педагогическом институте им. А. И. Герцена. С 1929 г. работал в этом институте; несколько лет в сотрудничестве с Л. С. Выготским изучал проблемы детской игры. С 1937 г. и до начала Великой) Отечественной войны он был учителем начальных классов в одной из ленинградских школ, преподавал в педагогическом институте, создавал школьные учебники по русскому языку для народностей Крайнего Севера. В этот период Д. Б. Эльконин защитил кандидатскую диссертацию, посвященную развитию речи школьников (1940).

Всю Великую Отечественную войну Д. Б. Эльконин находился в действующей армии, был награжден боевыми орденами и медалями. После войны он преподавал психологию в Военно-педагогическои институте Советской Армии. С сентября 1946 г. работал по совместительству в Институте психологии АПН РСФСР. Демобилизовавшись из армии в 1953 г. в звании подполковника, Д. Б. Эльконин стал сотрудником Института психологии в той же должности. Он последовательно заведовал лабораториями психологии младших школьников, психологии подростков, диагностики-психического развития школьников. В 1962 г. он защитил докторскую диссертацию, в 1968 г. был избран членом-корреспондентом АПН СССР. Многие годы он преподавал на факультете психологии Московского университета.

Читайте также:  Клотримазол Глаксо крем 1% 20г купить в Москве по цене от 189 рублей

Свои исследования по детской психологии Д. Б. Эльконин Проводил в тесном сотрудничестве с такими учениками Л. С. Выготского, как А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец, Л. И. Божович, П. Я. Гальперин. Д. Б. Эльконин поддерживал обширные и плодотворные научные связи с детскими и педагогическими психологами других стран (ГДР, НРБ, ПНР и др.), в частности с теми американскими учеными, которые опирались в своих исследованиях на идеи Л. С. Выготского (с Дж. Брунером, Ю. Бронфенбреннером, М. Коулом, Дж. Вертчем и др.).

Перу Д. Б. Эльконина принадлежит несколько монографий и много научных статей, посвященных проблемам теории и истории детства, его периодизации, психического развития детей разных возрастов, психологии игровой и учебной деятельности, психодиагностики, а также вопросам развития речи ребенка и обучения детей чтению. Даниил Борисович посвятил несколько статей научным взглядам Л. С. Выготского и неоднократно выступал с докладами о нем в различных аудиториях.

Список основных научных трудов Д. Б. Эльконина:

  1. Локальное действие постоянного электрического тока на спинномозговую инервацию мышцу / Новое в рефлексологии и физиологии нервной системы. М.; Л., 1929.
  2. Опыт включения детей в произвольный труд // Дети у станка. М.; Л., 1931.
  3. Учение об условных рефлексах. М.; Л., 1931.
  4. Развитие коллективов у детей // Учебник педологии для техникумов. Часть II. М.; Л., 1932.
  5. Букварь: Учебник русского языка для мансийской начальной школы. Л., 1938.
  6. Методические указания к букварю и учебнику русского языка для II класса мансийской и хантыйской начальной школы. Л., 1939.
  7. Картинки для бесед-уроков на русском языке. Л., 1940. (Совместно с П. Н. Жулевым.)
  8. Устная и письменная речь школьников (рукопись), 1940.
  9. Первая книга по русскому языку для школ народов Крайнего Севера. Л., 1946.
  10. Методические указания к первой книге по русскому языку для школ народов Крайнего Севера. Л., 1946.
  11. Развитие конструктивной деятельности дошкольников (рукопись), 1946.
  12. Психологические вопросы игры дошкольника // Дошкольное воспитание. 1947. № 11.
  13. Психологические вопросы дошкольной игры // Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. М., 1948.
  14. Игра и психическое развитие ребенка-дошкольника // Труды Всероссийской конференции по дошкольному воспитанию. М., 1949.
  15. Творческие игры дошкольника//Семья и школа. 1949. № 11.
  16. Русский язык: Учебное пособие для II класса школ народов Крайнего Севера. М.; Л., 1950.
  17. Мышление младшего школьника/ Очерки психологии детей. М., 1951.
  18. Некоторые проблемы высшей нервной деятельности и детская психология// Советская педагогика. 1951. № 11.
  19. Психологические вопросы огневой подготовки. М., 1951.
  20. Психологические основы овладения приемами стрельбы//Военно-педагогический сборник. 1952. № 11.
  21. Особенности взаимодействия первой и второй сигнальных систем у детей дошкольного возраста//Известия АПН РСФСР. 1955. Вып. 64.
  22. Вопросы развития психики детей дошкольного возраста/Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина//Известия АПН РСФСР. 1955. Вып. 64.
  23. Психическое развитие ребенка от рождения до поступления в школу // Психология. М., 1956.
  24. . Общая характеристика психического развития детей // Психология. М., 1956. (Совместно с А. В. Запорожцем.)
  25. Психическое развитие школьников//Психология. М., 1956. (Совместно с Л. И. Божович, Л. В. Благонадежиной.)
  26. Совещание по психологии личности//Вопр. психологии, 1956. № 1.
  27. Некоторые вопросы психологии усвоения грамоты//Вопр. психологии. 1956. № 5.
  28. Творческие ролевые игры детей дошкольного возраста. М., 1957.
  29. Формирование умственного действия звукового анализа слов у детей дошкольного возраста//Доклады АПН РСФСР. 1957. № 1.
  30. Проблема установки, ее теория и факты//Вопр. психологии. 1957. № 3.
  31. Предисловие//Психологические вопросы игры и обучения в дошкольном возрасте. М., 1957.
  32. Психологические вопросы игры и обучения в дошкольном возрасте/Под ред. Д. Б. Эльконина. М., 1957.
  33. Воспитательное значение сюжетной ролевой игры//Дошкольное воспитание. 1958. № 1.
  34. Развитие речи в дошкольном возрасте. М., 1958.
  35. Реформа школы и задачи психологии. (Совместно с А. Н. Леонтьевым, П. Я. Гальпериным.)//Вопр. психологии. 1959. № 1.
  36. Формирование умственного действия словоизменения и его значение для обучения грамоте//Доклады АПН РСФСР. 1959. № 3.
  37. Ступени формирования действия начального чтения: Тезисы докладов на 1-м съезде Общества психологов. М., 1959.
  38. Концепция формирования умственных действий и ее критика Ю. А. Самариным// Вопр. психологии. 1958. № 6.
  39. Формирование действия слогового чтения//Доклады АПН РСФСР. 1959. № 4.
  40. Некоторые итоги изучения психического развития детей дошкольного возраста//Психологическая наука в СССР. Т. 2. М., 1960.
  41. Детская психология. М., 1960.
  42. Психологию на службу коммунистическому воспитанию//Вопр. психологии. 1960. № 4.
  43. Опыт психологического исследования в экспериментальном классе//Вопр. психологии. 1960. № 5.
  44. Психологические вопросы формирования учебной деятельности в младшем школьном возрасте//Вопросы психологии обучения и воспитания. Киев, 1961.
  45. Букварь (экспериментальный). М., 1961.
  46. Психологическое исследование усвоения знаний в начальной школе// Советская педагогика. 1961. № 9.
  47. Экспериментальный анализ начального обучения чтению//Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников. М., 1962.
  48. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников/Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. М., 1962.
  49. О теории начального обучения//Народное образование. 1963. № 4.
  50. Некоторые психологические проблемы построения учебных программ. (Совместно с В. В. Давыдовым.)//Тезисы докладов 2-го съезда Общества психологов. М., 1963. Вып. 5.
  51. Проблемы формирования знаний и умений у школьников и новые методы обучения в школе. (Совместно с А. В. Запорожцем, П. Я. Гальпериным.)//Вопр. психологии. 1963. № 5.
  52. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста. (Совместно с Л. Е. Журовой.)//Сенсорное воспитание. М., 1963.
  53. Проблемы психологии детской игры//Дошкольное воспитание. 1964. № 4.
  54. Предисловие// (Совместно с А. В. Запорожцем.) Психология детей дошкольного возраста. М., 1964.
  55. Развитие речи//Психология детей дошкольного возраста. М., 1964.
  56. Развитие мышления (Совместно с А. В. Запорожцем, В. П. Зинченко.)// Психология детей дошкольного возраста. М., 1964.
  57. Психология детей дошкольного возраста/Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эль-конина. М., 1964.
  58. Некоторые психологические особенности личности подростка (Совместно с Т. В. Драгуновой.)//Советская педагогика. 1965. № 12.
  59. Предисловие (Совместно с А. В. Запорожцем.)//Психология личности и деятельности дошкольника. М., 1965.
  60. Психология игры в дошкольном возрасте. Психология личности и деятельности дошкольника. М., 1965.
  61. Развитие личности ребенка-дошкольника//Психология Личности и деятельности дошкольника. М., 1965.
  62. Психология личности и деятельности дошкольника/Под ред. А. В. Запорожца, Д. Б. Эльконина. М., 1965.
  63. Основные вопросы теории детской игры//Психология и педагогика игры дошкольника. М., 1966.
  64. Интеллектуальные возможности младших школьников и содержание обучения. Возрастные возможности усвоения знаний. М., 1966.
  65. Возрастные возможности усвоения знаний/Под ред. В. В. Давыдова. М., 1966.
  66. Символика и ее функция в игре//Дошкольное воспитание. 1966. № 3.
  67. К вопросу о методологии и методике изучения психического развития детей// XVIII Международный конгресс психологии: Симпозиум 29. М., 1966.
  68. Проблема обучения и развития в трудах Л. С. Выготского//Вопр. психологии. 1966. № 6.
  69. Проблема, метод и организация исследования//Возрастные особенности младших подростков. М., 1967.
  70. Учебная деятельность: место учебной деятельности в жизни подростков-пятиклассников. Возрастные особенности младших подростков. М., 1967.
  71. Взрослость, ее содержание и формы проявления у младших подростков. (Совместно с Т. В. Драгуновой.)//Возрастные особенности младших подростков. М., 1967.
  72. Возрастные особенности младших подростков/Под ред. Д. Б. Эльконина. М., 1967.
  73. К анализу теории Ж. Пиаже о развитии детского мышления. (Совместно с П. Я. Гальпериным.) // Дж. Флейвелл. Генетическая психология Ж. Пиаже. М.. 1967.
  74. Проблема периодизации психического развития: Тезисы Всесоюзного съезда психологов. М., 1968. Т. 1.
  75. Проблема акселерации психического развития детей: Труды VIII конференции по морфологии и физиологии. М., 1969.
  76. Некоторые аспекты психического развития в подростковом возрасте: Материалы симпозиума: Особенности подросткового возраста//1Х научная конференция по возрастной морфологии, физиологии и биохимии. М., 1969.
  77. Связь обучения и психического развития//Экспериментальные исследования по проблеме перестройки начального обучения. Тбилиси, 1969.
  78. Вопросы психического развития. (Совместно с М. И. Лисиной.)//Вопросы детской и педагогической психологии на XVIII Международном психологическском конгрессе. М., 1969.
  79. Букварь (экспериментальный). Ч. 1. М., 1969.
  80. Психологические условия развивающего обучения//0бучение и развита , Киев, 1970.
  81. О психологических механизмах преодоления центрации: Материалы IV съезда | психологов СССР. (Совместно с В. А. Недоспасовой.) Тбилиси, 1971.
  82. К вопросу о переходных периодах в психическом развитии: Материал 1 IV съезда психологов СССР. Тбилиси, 1971.
  83. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте, Вопр. психологии. 1971. № 4.
  84. Психологические проблемы в связи с обучением по новым программам: Объединенная сессия АПН и АМН СССР. М., 1971.
  85. Психологические проблемы в связи с обучением по новым программам/ Вестник АМН СССР. 1971. № 4.
  86. Букварь (экспериментальный). Ч. 2. М., 1972.
  87. Еще о психологических механизмах первоначального обучения чтению/ Советская педагогика. 1973. № 1.
  88. Об экспериментальном букваре//Начальная школа. 1973. № 4.
  89. Повышение качества работы сельской школы и задачи психологии// Воп. психологии. 1974. № 1.
  90. Психологический анализ некоторых трудностей при усвоении новых програм» Материалы симпозиума психологов. Ч. 1. Тбилиси, 1974.
  91. Психология обучения младшего школьника. М., 1974.
  92. К проблеме контроля возрастной динамики психического развития//» диагностике психического развития. Таллинн, 1974.
  93. Психология дошкольной игры//Психологические основы воспитания и обуч

Факультет психологии Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова
125009, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 9. Схема проезда. Телефонный справочник.

Дизайн и поддержка сайта 1997-2020: Станислав Козловский

Ссылка на основную публикацию
Тахикардия и постоянное чувство тревоги — внутри организма все трясется — запись пользователя фотогр
Экстрасистолия Аритмология Компьютерная томография Магнитно-резонансная томография (МРТ) Функциональные методы диагностики Эндоскопия Биопсия Лабораторная диагностика Диагностика нейроэндокринных опухолей Аритмология Гастроэнтерология Гематология...
Таблетки и сироп Пантогам инструкция по применению, цена, отзывы для детей и новорожденных
Пантогам : инструкция по применению Состав пантогам 250 мг, вспомогательные вещества: метилцеллюлоза, магния карбонат, кальция стеарат, тальк. Описание таблетки белого...
Таблетки и уколы Баралгин М инструкция по применению, цена, отзывы
Московский многопрофильный центр паллиативной помощи ДЗМ Государственное бюджетное учреждение здравоохранения города Москвы Ответы на самые частые вопросы, которые возникают у...
Тахикардия как уменьшить частоту сердцебиения без помощи врача Еженедельник АПТЕКА
Что такое тахикардия: симптомы и лечение учащенного сердцебиения Тахикардия (тоже самое, что тахиаритмия) – симптом, причиной которого служат множество заболеваний...
Adblock detector