Упражнения при плосковогнутой спине

Научная электронная библиотека

Величко Т И, Лоскутов В А, Лоскутова И В,

2.1. Нарушение осанки

Осанка – это привычная поза непринужденно стоящего человека, являющаяся важным комплексным показателем состояния здоровья и гармоничного физического развития.

Нарушения осанки связаны с функциональными изменениями опорно-двигательного аппарата, зачастую вызванными неправильной рабочей позой, слабым физическим развитием, врожденной патологией опорно-двигательного аппарата и пр. Немаловажное значение имеет и психологический фактор. Дефекты осанки не есть заболевание. Это состояние при своевременно начатых оздоровительных мероприятиях не прогрессирует и является обратимым процессом. Тем не менее нарушение осанки – грозный предвестник снижения подвижности грудной клетки, диафрагмы, ухудшения рессорной функции позвоночника, что, в свою очередь, может негативно повлиять на деятельность ЦНС, сердечно-сосудистой и дыхательной систем, стать причиной многих хронических заболеваний вследствие проявления общей функциональной слабости и дисбаланса в состоянии мышц и связочного аппарата. Одной из причин нарушения осанки может быть деформация стопы, которая изменяет правильную походку.

В настоящее время наиболее известна классификация нарушений осанки, предложенная Л.П. Николаевым, который выделяют два основных типа нарушений осанки: в сагиттальной и фронтальной плоскости.

В сагиттальной плоскости различают следующие виды нарушений: круглая (сутулость), кругловогнутая, плоская, плосковогнутая спина.
Во фронтальной плоскости – асимметричная осанка.

Круглая спина характеризуется уменьшением изгибов шейного и поясничного отделов и увеличением изгиба грудного отдела позвоночника. Мышцы брюшного пресса при круглой спине как бы укорочены, а мышцы спины растянуты. Характерные внешние признаки: наклоненная вперед голова, «свисающие» вперед плечи, лопатки отстоят от позвоночника, спина дугообразная, выпяченный живот, уплощенные ягодицы, уменьшенный угол наклона таза, слегка согнутые в коленях ноги. Незначительные проявления данного нарушения счи-
тают сутулостью.

Кругловогнутая спина характеризуется увеличением физиологических изгибов. В верхней половине туловища изменения почти те же, что и при круглой спине; в нижней его половине увеличен угол наклона таза, резко увеличена поясничная кривизна, наблюдается отвислый живот.

Плоская спина характеризуется уменьшением физиологических изгибов. Грудная клетка смещена кпереди, наклон таза уменьшен, нижняя часть живота выступает вперед.

Плосковогнутая спина является вариантом плоской спины и встречается редко. Этот тип осанки сопровождается увеличением крестцово-поясничного лордоза. Таз сильно наклонен вперед и смещен кзади. Сильно выпячены кзади ягодицы. Поясничная область значительно втянута, грудная и шейные части уплощены.

Асимметричная осанка – незначительные отклонения позвоночника в сторону от срединной оси, исчезающие при напряжении мышц спины. Ее характеристики – несимметричное положение надплечий, лопаток, молочных желез, косое положение таза, неодинаковые по форме треугольники талии, слабое развитие мышц туловища, наклоненный вперед плечевой пояс, разная длина ног.

Методика лечебно-оздоровительного плавания при нарушениях осанки

В лечебной физкультуре применяются специальные упражнения, основная направленность которых – освоение навыка правильной осанки, вытяжение позвоночника, укрепление мускулатуры туловища в разгрузочных для позвоночника исходных положениях (лежа, на четвереньках), коррекция имеющихся нарушений. Специальные и имитационные упражнения ориентированы на укрепление мышц, участвующих в гребковых движениях, на растягивание и подвижность в голеностопных и плечевых суставах; имитирование техник разных способов плавания (освоение каждого элемента). Кроме того, изучается и совершенствуется техника спортивных и рекомендуемых при нарушениях осанки способов плавания (табл. 2, 3).

Рекомендуемые способы плавания при основных видах нарушения осанки

Плосковогнутая спина упражнения

Каждый родитель хочет видеть своих детей здоровыми, сильными, жизнерадостными, стройными и красивыми. Кто не любовался выправкой военного или спортсмена? Развернуты плечи, стройный торс, голова красиво откинута назад. Разве не залюбуешься идущей легкой походкой стройной девушкой! Актрис и моделей мы узнаем в толпе по красивой осанке и особой простоте, непринужденности, элегантности движений.

Вырастить здоровых, красиво сложенных детей — задача каждого родителя. Выработка и закрепление навыка правильной осанки это длительный процесс и начинаться он должен с семьи. У детей правильную осанку необходимо воспит

ывать с раннего возраста и в этом отношении не ослаблять внимания до 18 лет, как в семье, так и в детских учреждениях, школах, университетах. Почему же многие юноши и девушки, школьники и младшие дети ходят «не поднимая ног», опустив голову, с сутулой спиной, расслабленными мышцами живота, с безвольно опущенными руками, и сидят, сгорбившись, вобрав голову в плечи? Что такое нарушение осанки?

Нарушения осанки у детей.

Это – изменения физиологического положения позвоночника, обусловленные структурными и функциональными изменениями в костно-мышечной системе. Нарушения осанки у детей могут проявляться сутулостью, асимметрией спины, болями в грудной клетке и спине, головными болями, головокружениями, усталостью. Нарушение осанки у детей – это различного рода деформации позвоночника во фронтальной и сагиттальной плоскости. Частота нарушений осанки велика, достигает 70 — 80% у детей старшей школы.

Осанка ребенка, с позиции физиологических законов, является динамическим стереотипом и в раннем возрасте носит неустойчивый характер, легко изменяясь под действием позитивных или негативных факторов. Разновременное (гетерохронное) развития костного, связочного, суставного аппарата и мышечной системы в этом возрасте является основой неустойчивости в формировании осанки. Неравномерность развития уменьшается по мере снижения темпов роста ребенка и стабилизируется при его завершении. Наиболее стабильная осанка отмечается у детей к 10 — 12 годам. Нарушение осанки не является заболеванием — это изменение функционального состояния мышечно-связочного и опорно-двигательного аппаратов, которое (при своевременно начатых оздоровительных мероприятиях) не прогрессирует и является обратимым процессом, однако в запущенных случаях могут привести к ограничению подвижности грудной клетки и диафрагмы, снижению амортизационной функции позвоночника, нарушению функции дыхательной, сердечно-сосудистой и центральной нервной системы. Нарушения осанки у детей могут являться предшественниками патологических и дегенеративных состояний позвоночника. Именно поэтому вопросы профилактики и лечения нарушений осанки у детей являются актуальными для современной медицины.

.Дефекты осанки у детей могут быть врожденными или приобретенными. Врожденные нарушения осанки у детей связаны с внутриутробным нарушения формирования позвоночника, дисплазией соединительной ткани, миотоническим синдромом, родовыми травмами.

Приобретенные нарушения осанки у детей встречаются в 90 — 95% случаев. Непосредственными причинами их возникновения являются: недостаточная физическая активность (гипокинезия), несоответствие мебели (стола, стула) росту ребенка, недостаточное внимание в воспитании ребенка и чрезмерное использование в развлекательных целях компьютеров, телефонов, телевизоров. Все перечисленные факторы способствуют длительной неправильной фиксации положения и выработке навыка патологической установки тела, т.е. выработке не правильного стереотипа осанки.

Читайте также:  Как запомнить таблицу зрения окулиста

Что такое «осанка»? Как она формируется?

Осанка — привычная поза непринужденно стоящего человека, определяется способностью без напряжения держать прямо корпус и голову. Зависит она от положения позвоночника, который удерживается мышечно-связочным аппаратом в строго вертикальном положении. Различают подвижные и неподвижные отделы позвоночника. Шейный отдел (7 позвонков), грудной (12 позвонков) и поясничный (5 позвонков) — это подвижные его части; крестцовый отдел — неподвижен.

У новорожденного ребенка позвоночник прямой. В процессе роста формируются его физиологические изгибы. Как только малыш начинает держать головку, образуется изгиб в шейном отделе позвоночного столба, направленный выпуклостью дуги вперед. Когда же ребенок начинает хорошо видеть, грудной отдел позвоночника несколько выдается дугообразно назад; по мере становления маленького человека на ноги прогиб появляется и в поясничном отделе позвоночника.

Нормальный позвоночник при осмотре в профиль представляет собой равномерно S – образную линию, а со стороны спины он строго вертикален. Физиологические изгибы становятся четкими к 6 — 7 — летнему возрасту. Окончательное закрытие ростковых зон скелета завершается к 18 — 20 годам, а до этого возраста при разгрузке позвоночника в положении «лента» все его изгибы сглаживаются. Это происходит потому, что мышцы, связки, межпозвонковые диски очень пластичны и податливы. Важно создать условия для правильного формирования позвоночного столба обеспечивающего красивую, правильную осанку. Физиологические изгибы увеличивают пружинящие свойства позвоночника и предохраняют головной мозг и внутренние органы человека от толчков и сотрясений.

При увеличении физиологических изгибов различают сутулость, круглую спину и кругло-вогнутую спину.

Сутулость характеризуется увеличением грудного кифоза при одновременном уменьшении или сглаживании поясничного лордоза. Голова наклонена вперед; плечи сведены вперед, лопатки выступают; ягодицы уплощены.

Круглая спина, или кифотическая осанка, характеризуется увеличением грудного кифоза, с почти полным отсутствием поясничного лордоза. Отсюда и более емкое название — «тотальный» кифоз. Голова наклонена вперед; плечи опущены и приведены, лопатки «крыловидные», ноги согнуты в коленях. Отмечаются западение грудной клетки и уплощение ягодиц; мышцы туловища ослаблены. Принятие правильной осанки возможно только на короткое время. Обе деформации чаще встречаются у девочек в возрасте 9 — 13 лет, в период усиленного роста при слабости мышечно-связочного аппарата Кругловогнутая спина, или кифолордотическая осанка, характеризуется увеличением всех изгибов позвоночника. Угол наклона таза больше нормы; голова и верхний плечевой пояс наклонены вперед; живот выступает вперед и свисает. Из-за недоразвития мышц брюшного пресса может наблюдаться опущение внутренних органов. Ноги максимально разогнуты в коленных суставах — нередко с переразгибанием (рекурвация). Мышцы задней поверхности бедра и ягодичные мышцы растянуты и источены. На фоне косметических дефектов при данных видах нарушений осанки уменьшается экскурсия грудной клетки и диафрагмы, снижаются жизненная емкость легких и физиологические резервы систем дыхания и кровообращения. Резко ограничиваются ротационные движения, боковые сгибания и разгибания позвоночника.

При уменьшении физиологических изгибов различают плоскую и плосковогнутую спину. Плоская спина характеризуется сглаживанием всех физиологических изгибов, в большей степени — грудного кифоза. Грудная клетка смещена кпереди, появляются «крыловидные лопатки». Наклон таза уменьшен; нижняя часть живота выступает вперед. Снижен тонус мышц туловища.

Плосковогнутая спина характеризуется уменьшением грудного кифоза при нормальном или несколько увеличенном поясничном лордозе. Наблюдается при комбинированном изменении физиологических изгибов. Грудная клетка узкая. Мышцы живота ослаблены, угол наклона таза увеличен, при этом ягодицы отстают кзади; живот отвисает. Косметические дефекты при данных видах нарушений осанки менее выражены, но ухудшена рессорная функция позвоночника, что провоцирует микротравмы головного мозга во время движения, проявляющиеся повышенной утомляемостью и головными болями. При уменьшении шейного и поясничного лордозов ограничивается угол наклонов туловища: вперед — назад; справа — налево.

Даже при нормальном позвоночнике отмечают два вида неправильной осанки:

Асимметричная или сколиотическая осанка, характеризуется нарушением срединного расположения частей тела и отклонением остистых отростков от вертикальной оси. Голова отклонена вправо или влево; плечи и углы лопаток расположены на разной высоте; отмечаются неравенство треугольников талии, асимметрия мышечного тонуса. Снижена общая и силовая выносливость мышц. В отличие от врожденного состояния, в этом случае не возникает торсия позвонков, и при разгрузке позвоночника все виды асимметрии устраняются.

Вялая осанка характеризуется общей слабостью мышечно-связочного аппарата, невозможностью длительно удерживать туловище в правильном положении, частой сменой положения тела в пространстве. Вид ребенка производит впечатление крайней утомленности, усталости. Часто эти нарушения осанки сочетаются.

Бороться за правильность телосложения необходимо не только из эстетических соображений. Правильная осанка — это не просто красота фигуры, ее изящество, стройность, но и правильное положение внутренних органов, и их нормальная деятельность. Деформации позвоночника и грудной клетки вызывают нарушения функции дыхательной и сердечно-сосудистой систем организма, снижение рессорной функции позвоночника, функциональную слабость и дисбаланс в состоянии мышц ребенка. Так, при впалой плоской груди и сутулой спине дыхание становится более поверхностным, чем в норме, так как легкие раскрываются не полностью. Растущий организм получает недостаточное количество кислорода, что обуславливает снижение обмена веществ, затруднение работы сердца. Такие дети на уроках рассеяны, вялы, раздражительны, часто страдают воспалительными состояниями в бронхах и легких. При чрезмерном прогибе поясничного отдела позвоночника (гиперлордоз) отмечается слабость брюшного пресса, с опущением желудка и кишечника, такие дети имеют склонность к запорам. В результате шлаки задерживаются в кишечнике, вызывая постоянное отравление организма, что ведет к развитию нервозности, быстрой утомляемости, плохому цвету лица, снижению работоспособности. При неправильной осанке страдает физическое и психическое развитие детей, снижается сопротивляемость организма к заболеваниям. Активная коррекция дефектов осанки оказывает влияние на восстановление функции костно-мышечной системы и на общее оздоровление растущего организм ребенка.

При воспитании детей нельзя забывать о необходимости физической профилактики нарушений осанки. Поэтому необходимо с двух-, трехлетнего возраста применять комплекс гимнастических упражнений для выработки правильной осанки. Например, занятия спортивной гимнастикой или гимнастикой Ушу. С трех лет научите ребенка плавать. В этот же период, необходимо учить маленького человека правильно сидеть на стуле, за столом, ходить, откинув голову, сблизив лопатки, подобрав живот, стоять с опорой на обе ноги, а не на одну. Постарайтесь приучить детей спать в положении на спине или на животе, а не свернувшись «калачиком» на любимом боку. Полезна жесткая постель с низкой подушкой!

Читайте также:  Тело женщины как работают эрогенные зоны - Отношения

Не способствует формированию правильной осанки привычка сидеть, подложив под себя ногу на сиденье стула, чтение, лежа на боку, манера писать, свесив локоть со стола. Вредно сидеть на краешке стула. Для упора ног поставьте скамеечку. Высота сиденья должна быть равна длине голени, спина ребенка прижата к спинке сиденья, свет — слева. Рабочее место для приготовления уроков должно быть оборудовано соответственно росту. Очень важно выработать привычку правильно сидеть во время приготовления уроков, иначе и рациональная мебель не сможет помочь.

Важно приучить детей к постоянному самоконтролю за осанкой, чтобы они своевременно поняли, что стройность — это и красота, и здоровье, и бодрое настроение. Постоянно следите за осанкой своих детей.

Для здоровья детей крайне необходимо соблюдать режим дня, систематически бывать на свежем воздухе, делать утреннюю гимнастику, заниматься в детских спортивных секциях. Равномерное и всестороннее развитие мышц закрепляет хорошую осанку. Следует предостеречь от занятий детей в спортивных секциях при нераспознанной аномалии позвоночника или мышечной слабости. Необходимо обратиться к специалистам Центра кинезитерапии для полного осмотра и получения рекомендаций.

Нельзя впадать и в другую крайность: некоторых детей освобождают от занятий физкультурой, а корригирующей лечебной гимнастикой они занимаются не регулярно, с большими перерывами, комплекс упражнений в домашних условиях не повторяют. Родители оберегают таких детей даже от посильного труда под предлогом, что носить тяжести этим детям противопоказано. В результате состояние мышечной системы еще более ухудшается. Без хорошего состояния мышечной системы ребенка не возможно скорректировать осанку.

В школах и детских садах профилактика нарушений осанки у детей должна осуществляться на занятиях по физическому воспитанию, плаванию, на музыкальных занятиях и просто уроках и т.д. Но значительно большее влияние на формирование правильной осанки оказывают родители, с первых дней жизни ребенка, выполняющие массаж и физические упражнения, а в более старшем возрасте осуществляющие контроль за сохранением навыка правильной осанки в быту, при различных видах деятельности и во время отдыха. Профилактика нарушений осанки — длительный процесс, требующий от ребенка и родителей осознанного отношения и активного участия. Ребенку необходимо многократно объяснять (на доступном уровне, с учетом его психомоторного развития) и показывать, что такое правильная осанка и что необходимо сделать для ее поддержания.

Особое место в профилактике нарушений осанки у детей должна занимать утренняя зарядка. Почему-то для большинства детей утренняя зарядка не стала еще потребностью и очень жаль. Настойчивость, твердость и дисциплина помогут почувствовать прелесть физических упражнений, и утренняя гимнастика станет им необходима как воздух.

Основой лечения нарушений осанки у детей является восстановление мышечной системы ослабленного ребенка. Лечение должно проводиться в специализированных центрах, с подбором специальных лечебно-профилактических программ, с учетом вида нарушений осанки, возраста ребенка и индивидуальных особенностей. Опыт специалистов Центра кинезитерапии и уникальность методики позволяют сделать это максимально эффективно. Профессионализм — залог успеха, т.к. скорейшее устранение нарушений осанки представляет собой необходимое условие для первичной и вторичной профилактики ортопедических заболеваний и болезней внутренних органов ребенка.

Наши программы рассчитаны для детей с возраста 7 лет и включают полный объем упражнений для восстановления мышц, разгрузку позвоночника, приобретения навыков использования физических упражнений для профилактики и лечения. Эти упражнения помогут выработать правильную осанку. Соблюдая наши советы, через некоторое время вы заметите, какие у ваших детей стали уверенные, красивые движения, как лучше стала осанка, а безразличное, вялое настроение сменилось жизнерадостным, появилась усидчивость, поднялась работоспособность.

Задачи Приморского Центра Кинезитерапии при нарушениях осанки у детей:
— обследование и выявление причин и факторов нарушения осанки у ребенка;
— создание специальной индивидуальной программы для целенаправленной коррекции осанки и укрепления мышц туловища и конечностей;
— выравнивание мышечного тонуса передней и задней поверхности туловища, нижних конечностей, укрепление мышц брюшного пресса;
— нормализация трофических процессов в мышцах туловища;
— обучение навыку правильной осанки и систематическое закрепление этого навыка;
— формирование рекомендаций по профилактике нарушений осанки с учетом особенностей режима ребенка.

Помните, рациональное питание, свежий воздух, солнце, водные процедуры, регулярные физические упражнения — залог здоровья подрастающего поколения! Дети — наше будущее!

Плосковогнутая спина упражнения

Нарушения осанки делятся на 2 группы: изменение физиологических изгибов в сагиттальной (передне-задней) плоскости и искривление позвоночника во фронтальной плоскости (сколиозы).

Различают следующие варианты нарушения осанки в сагиттальной плоскости, при которых происходит изменение правильных соотношений физиологических изгибов позвоночника:
а) «сутуловатость» — увеличение грудного кифоза в верхних отделах при сглаживании поясничного лордоза;
б) «круглая спина» — увеличение грудного кифоза на всем протяжении грудного отдела позвоночника;
в) «вогнутая спина» — усиление лордоза в поясничной области;
г) «кругло-вогнутая спина» — увеличение грудного кифоза и увеличение увеличение поясничного лордоза;
д) «плоская спина» — сглаживание всех физиологических изгибов;
е) «плоско-вогнутая спина» — уменьшение грудного кифоза при нормальном или несколько увеличенном поясничном лордозе.

Обычно различают 3 степени искривлений позвоночника (сколиоза) в сагиттальной плоскости. Чтобы определить, является ли искривление уже установившимся, стойким, — ребенка просят выпрямиться.
Деформация 1 степени — искривление позвоночника выравнивается до нормального положения при выпрямлении;
Деформация 2 степени — отчасти выравнивается при выпрямлении ребенка или при висе на гимнастической стенке;
Деформация 3 степени — искривление не меняется при висе или выпрямлении ребенка.

Дефекты осанки во фронтальной плоскости не подразделяются на отдельные виды. Для них характерно нарушение симметрии между правой и левой половинами туловища; позвоночный столб представляет собой дугу, обращенную вершиной вправо или влево; определяется асимметрия треугольников талии, пояса верхних конечностей (плечи, лопатки), голова наклонена в сторону. Симптомы нарушения осанки могут быть выявлены в различной степени; от чуть заметных — до резко выраженных.
Боковое искривление позвоночника при функциональных нарушениях осанки может быть исправлено волевым напряжением мускулатуры или в положении лежа.

Сколиоз
Сколиоз на начальной стадии развития процесса (1 ст.), как правило, характеризуется теми же изменениями, что и нарушение осанки во фронтальной плоскости. Но, в отличие от нарушений осанки, при сколиотической болезни, кроме бокового искривления позвоночника наблюдается скручивание позвонков вокруг вертикальной оси (торсия).
Об этом свидетельствует наличие реберного выбухания по задней поверхности грудной клетки ( а при прогрессировании процесса формирование реберного горба ) и мышечного валика в поясничной области.
На более позднем этапе развития сколиоза происходит развитие клиновидной деформации позвонков, расположенных на вершине дуги искривления позвоночника.
В зависимости от тяжести деформации сколиозы делят на 4 степени. Диагноз сколиоза выставляется врачом-ортопедом на основании клинического и рентгенологического обследования.

Читайте также:  Температура после прививки АКДС сколько держится и что делать при высоких показателях

Все дети с нарушениями осанки должны находиться на диспансерном учете у врача — ортопеда и получать все возможные методы терапии (ортопедические пособия, разгрузочный режим, лечебную физкультуру, массаж, лечебное плавание, мануальную терапию, физиотерапию и др, виды консервативного лечения), а по показаниям — хирургическое лечение.
Выраженные формы сколиоза (3-4 ст.) составляют около 0,6-0,7% от общего количества детей, страдающих сколиозом. Значительная часть сколиозов 1 степени с возрастом стабилизируется. От степени сколиоза, от прогноза заболевания зависит тактика в проведении лечебно-профилактических мероприятий. Дети с прогрессирующими формами сколиоза должны находиться на лечении в специализированных учреждениях.
Детям с нарушениями осанки, непрогрессирующими формами сколиоза необходимо проводить лечение в амбулаторных условиях до окончания их роста. Основу комплексного лечения должна составлять корректирующая гимнастика и занятия различными видами спорта, способствующими правильному формированию позвоночника. Физические нагрузки при занятиях физической культурой и спортом оказывают влияние, в первую очередь, на связочно-мышечный и костно-суставной аппараты, воздействуя на их функции, изменяют их строение. Спортивная тренировка всегда увеличивает силу мышц, эластичность сумочно-связочного аппарата и другие их функциональные качества.
Развиваются и совершенствуются двигательные навыки и другие функциональные качества (скорость, гибкость, ловкость, выносливость, сила, равновесие), что свидетельствует о совершенствовании проприорецепции , мышечного чувства, вестибулярной устойчивости, точности воспроизведения заданных движений в пространстве, времени и усилиях.
Обычно, если нет других заболеваний, детям с нарушениями осанки и сколиозами 1 ст (вызванных неправильным двигательным стереотипом, сформированным в школе и дома) назначается основная медицинская группа для занятий физической культурой. Кроме того, им показаны дополнительные к обычным урокам физкультуры в школе занятия корригирующей гимнастикой под наблюдением врача-ортопеда.

При сколиозах 2-3 ст дети требуют особого подхода. Им обычно назначается группа лечебной физкультуры, дети занимаются в поликлинике или во врачебно-физкультурном диспансере.
Для правильной ориентации детей для занятий спортом необходимо учитывать, что не все виды спорта оказывают одинаковое влияние на дальнейшее развитие осанки и позвоночника.
По характеру воздействия на опорно-двигательный аппарат все виды спорта можно разделить на 3 группы: симметричные, асимметричные и смешанные виды спорта.
Наблюдения в динамике показывают, что для устранения имеющихся нарушений осанки во фронтальной плоскости требуется длительное лечение (в среднем от 1 до 5 лет).
В основном, навыки неправильной осанки, сформировавшиеся при отсутствии функциональных изменений с о стороны опорно-двигательного аппарата, устраняются при занятиях симметричными видами спорта в течении одного года. В остальных случаях для устранения имеющихся нарушений осанки требуются более настойчивые занятия в течение нескольких лет. Так, навыки неправильной установки тела, образованные на фоне функциональных изменений со стороны опорно-двигательного аппарата, исправляются в течение 2-3 лет, а нарушения осанки, возникшие на фоне, имеющихся функциональных и структурных изменений можно исправить лишь многолетними упорными занятиями симметричными видами спортивных упражнений (видами спорта) в течение 4-5 лет, а в отдельных случаях (до 6,0 — 7,0%) они сохраняются на всю жизнь. Эффективно воздействовать на деформацию можно воздействовать физическими упражнениями лишь до 14-15 летнего возраста, в более старшем возрасте она не поддается коррекции. Объясняется это тем, что у подростков 14-15 лет осанка практически уже сформирована.

Профилактика развития нарушений осанки и сколиозов должна быть комплексной и включать:
а) сон на жесткой постели в положении лежа на животе или спине;
б) правильная и точная коррекция обуви: устранение функционального укорочения конечности, возникшее за счет нарушений осанки; компенсация дефектов стоп (плоскостопие, косолапость);
в) организация и строгое соблюдение правильного режима дня (время сна, бодрствования, питания и т.д.);
г) постоянная двигательная активность, включающая прогулки, занятия физическими упражнениями, спортом, туризмом, плавание;
д) отказ от таких вредных привычек, как стояние на одной ноге, неправильное положение тела во время сидения (за партой, рабочим столом, дома в кресле и т.д.);
е) контроль за правильной, равномерной нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков , сумок, портфелей и др.;
ж) плавание.

Для выработки правильной осанки и профилактики ее нарушений необходимо систематически, не менее 3-х раз в неделю тренировать мышцы спины и живота. Упражнения можно включать в комплекс утренней гигиенической гимнастики, оздоровительной гимнастики, в урок физкультуры в школе, в спортивную тренировку.
Задача этих упражнений состоит в том, чтобы увеличить силу и статическую выносливость мышц спины и живота, — тогда они смогут в течение долгого времени удерживать позвоночник в прямом положении с приподнятой головой.
Силовая выносливость мышц-разгибателей спины оценивается временем удержания на весу половины туловища и головы в позе «ласточка» или «рыбка» на животе. Для детей 7-11 лет нормальное время удержания туловища составляет 1,5 — 2 мин, подростками 2 — 2,5 мин, взрослыми — 3 мин.
Силовая выносливость мышц брюшного пресса оценивается количеством переходов из положения лежа на спине в положение сед (темп выполнения 15 -16 раз в мин). При нормальном развитии брюшного пресса дети 7 -11 лет выполняют это упражнение 15 -20 раз а в возрасте 12 -16 лет — 25 -30 раз.
Упражнения для развития статической выносливости мышц выполняются в статическом режиме, т.е. мышцы необходимо напрячь и удерживать в этом состоянии 5 — 7 сек, затем сделать паузу для отдыха в течение 8 — 10 сек и повторить упражнение 3 -5 раз. Затем выполняется другое упражнение для этой же или другой группы мышц. Начинать занятия необходимо с более простых упражнений, по мере их освоения упражнения необходимо усложнить за счет изменения И. п., используя различные положения рук, ног, применяя отягощения (палки, гантели, мячи, медицинболы), увеличения числа повторений до 10 — 12. Статические упражнения необходимо чередовать с динамическими. Исходные положения для тренировки мышц спины и живота — лежа на спине, животе.

Ссылка на основную публикацию
Укусил паук первая помощь, последствия и возможные осложнения
При укусе каракурта астраханцам необходимо сразу обратиться за медицинской помощью В этом году в отделении острых отравлений городской клинической больницы...
УЗИ поджелудочной железы показания, методика проведения Food and Health
Визуализация поджелудочной железы затруднена Показания к проведению ЭУЗИ поджелудочной железы включают в себя: определение стадии рака, оценку известных или подозреваемых...
УЗИ поджелудочной железы размеры, структура в норме и при патологии
Ультрасонография органов брюшной полости УЗИ сканер HS50 Доступная эффективность. Универсальный ультразвуковой сканер, компактный дизайн и инновационные возможности. Методика исследования Печень...
Улица Им Сизоненко Евгения Николаевича, город Кореновск (Краснодарский край) — выписки из ЕГРН (ЕГРП
Сизоненко евгений николаевич Сизоненко Евгений Николаевич - штурман вертолёта поисково-спасательной службы 55-го Севастопольского отдельного вертолётного полка 4-й армии ВВС и...
Adblock detector